От Петербурга — Путину: Уничтожение исторических зданий, советских вывесок и граффити

10 декабря 2020, 15:09
Фото: vk.com/myhoodisgood
Открываем серию материалов по основным проблемам Петербурга в преддверии прямой линии с Владимиром Путиным.

В преддверии грядущей прямой линии с президентом России Владимиром Путиным редакция Newia.ru начинает серию публикаций «От Петербурга — Путину». Она посвящена основным проблемам Санкт-Петербурга, о которых, по нашему мнению, нужно знать главе государства и к которым нужно привлечь его внимание. Ведь, как известно, некоторые проблемы решаются только после его личного вмешательства.

В рамках первой публикации мы затронем вопрос внешнего облика «культурной столицы», в которой делается ровно всё, чтобы Петербург потерял этот статус.

Снос исторических зданий

Исторически сложилось, что Санкт-Петербург впитал в себя культурные слои совершенно разных эпох. Каждая из них по-своему уникальна и придаёт Северной столице свой шарм. Местами до сих пор сохранились целые районы с дореволюционной застройкой, где-то виднеются конструктивистские памятники советской эпохи — а разбавляют всё это новодельные дворцы из стекла и бетона, временами неизвестно зачем прикидывающиеся винтажем.

К большому сожалению, порой сноса не избежать. Далеко не все здания подлежат восстановлению. Однако Петербург, увы, печально прославился тем, что порой в нём безвозвратно исчезают архитектурные памятники, которые при бережном подходе можно было восстановить или отреставрировать.

Но градоначальники, видимо, считают, что это ни к чему.

В 2019 году, по подсчётам портала «Канонер», было снесено более 25 зданий. Далеко не все из них несли в себе историческую ценность, какие-то были недостроями. Однако, что гораздо важнее, целый ряд зданий сносился незаконно.

2020 год тоже «балует» в этом плане. К примеру, в конце ноября на месте трёхэтажки 1909 года постройки возвели жилой дом. А всё потому что по документам прежнее здание было построено «до 1937 года», то есть числилось советским. А значит, ни сохранения, ни восстановления требовать нельзя.

Наиболее показательной в 2020 году стала история вокруг СКК «Петербургский». Ряд депутатов и общественников требовали сохранения здания, однако добиться присвоения уникальному строению охранного статуса не удалось. Перспективы демонтажа привели к протестам. А в первый же день сноса здания погиб рабочий. По некоторым данным, к трагедии могла привести именно спешка при демонтаже крыши.

Фотография петербургского СКК после разрушения
Фото: Игорь Евдокимов / Интерпресс

Список снесённых исторических домов большой. Справедливости ради отметим, что некоторые из них всё же успевают получить статус, защищающий от уничтожения. Но далеко не все. И многие из них влачат жалкое существование.

Сохранение советских вывесок

В этом году внезапно активизировался анонимный петербуржец, по неведомой причине возненавидевший советские вывески. Он подал более 7,5 тысяч жалоб на портале «Наш Санкт-Петербург». За относительно непродолжительное время он пожаловался практически на все вывески советской эпохи, сохранившиеся в городе. Часть объектов уже успели уничтожить.

Между тем куратор Московского музея дизайна Азат Романов оценил историческую ценность ленинградских вывесок. И многие из них составляют единый художественный образ со зданиями, на которых располагаются.

Борьба продолжается до сих пор. В октябре 2020 года депутаты петербургского Закса неожиданно поддержали запрет на уничтожение оставшихся в городе вывесок советского периода — и даже сдвинуть период «амнистии» для них к 1996 году, когда в Северной столице был принят первый регулирующий эту сферу закон.

Тем не менее, советских вывесок в Петербурге становится всё меньше. А значит, исчезает ещё один культурный пласт. Медленно, но верно.

Уничтожение граффити

Петербург вполне себе мог бы претендовать на звание столицы граффитистов. Почему бы и нет? Рисунки некоторых художников и арт-объединений (таких, как @myhoodisgood или @nadya_o) прекрасно заменяют собой безликие стены электрических будок, украшают фасады не носящих исторической ценности зданий.

Но в Смольном, кажется, решили дать этому бой. Множество уличных рисунков было попросту уничтожено. Портрет Цоя, граффити с самоизоляционным динозавром, прочие остросоциальные рисунки — всё скрывается под неутомимыми валиками коммунальщиков.

Дошло до того, что одно из сообществ разработало AR-приложение, которое позволяет в режиме дополненной реальности увидеть, какое граффити было на фасаде — и которого там больше нет. В Смольном к граффити, судя по всему, относятся с презрением. Хотя уличная живопись могла бы стать прекрасным украшением Северной столицы и одним из многих её фирменных знаков.

Каков вопрос?

Подводя итоги, мы бы задали Владимиру Путину такой вопрос:

Владимир Владимирович! В Петербурге сносят исторические здания, в том числе дореволюционной эпохи! Уничтожают советские вывески, которые размывают советский культурный слой! Наконец, всеми силами противодействуют созданию культурного слоя современной эпохи — граффити! А Петербург точно всё ещё культурная столица?