Posted 17 февраля 2021, 11:38
Published 17 февраля 2021, 11:38
Modified 15 сентября 2022, 22:04
Updated 15 сентября 2022, 22:04
Редакция Newia.ru публикует материал авторов телеграм-канала «Новый век», посвящённый недавним заявлениям российских публичных лиц о росте цен на продукты питания в стране. Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».
Решетников считает, что рост производства ведёт к росту цен. Эту волшебную логику главный по российской экономике выдал применительно к подорожанию хлеба, но, надо думать, легко применит ее к сахару, яйцам, электричеству и чему угодно.
Следим за руками. У нас рост производства зерна (якобы: на самом деле, там все довольно хитро с разными товарными группами). Производитель продает туда, где дороже. Дороже – на экспорт. Производитель гонит на экспорт товар, внутреннее предложение сокращается, цены на внутреннем рынке растут.
Спрашивается в задаче: а если бы роста производства не было, то производитель при таком ценовом диспаритете на экспорт в ущерб внутреннему рынку не гнал бы? Гнал бы точно так же, просто проблем на внутреннем рынке создавал бы больше. Поэтому никакой связи между ростом производства и цен нет.
А вот связь между ростом цен и политикой правительства на этом рынке есть. И вот какая.
Решетников, по идее, должен быть в курсе, что в стране у нас существует Зерновой фонд. Это такой центробанк хлеба. В закрома родины закупается зерно и при необходимости стабилизировать цены проводятся покупки/продажи – интервенции, точно, как с валютой.
И точно также, как Центробанк с валютой, Зернофонд справляется с темой плохо. В частности, только за первую половину прошлого года в надежде удержать цены продано порядка 1,5 млрд. тонн зерна. Это больше 3/4 всего объема фонда на конец лета. А цены выросли все равно.
Вопрос тут не в злонамеренных экспортерах и уж совсем не в росте производства, а в качестве госуправления процессами. С электричеством, кстати, то же самое. Там действительно выросли оптовые цены из-за ввода новых мощностей. Но не потому, что новые мощности ведут к росту цен, а потому, что государство криво регулирует их ввод через механизм «договоров предоставления мощности», которые моментально перекладывают капитальные затраты производителей на самую уязвимую часть потребителей (мы писали об этом 8 февраля).
Решетников, однако, открыл новую пиар-технологию. Теперь если где вырастут цены, может выпрыгивать в телевизор говорящая голова от государства и рассказывать, что это хорошо, что это у нас производство растёт – радуйтесь, люди.
То, что этот пиар не имеет никакого отношения к экономике, будут знать все, кроме Решетникова и правительства, ну, поэтому их и назначили ей руководить.