Posted 19 апреля 2021, 12:31
Published 19 апреля 2021, 12:31
Modified 16 сентября 2022, 20:39
Updated 16 сентября 2022, 20:39
Считается, что у нас очень грамотно сбалансирован внешний долг. Сейчас он оценивается примерно в 20% ВВП (в первой путинской декаде не превышал 10%). По этому поводу у нас принято тыкать пальцами в США, где госдолг носит какой-то астрономический характер и колеблется вокруг 100% ВВП (в прошлом году было 98, но бывало и 107, а на будущий год прогнозируется 104). По этому поводу «Раша тудей» недавно разразилась прогнозом, что к 2050 году госдолг Америки составит вообще около двух ВВП и, по-видимому, тогда-то ей наконец и давно обещанный кирдык.
А в это время журнал «Вопросы экономики» тихонько посчитал наши собственные дела. Фокус в том, что по принятой ещё в 2011 году методике МВФ IMF принципы бюджетной прозрачности требуют учитывать в долгах не только то, что взяло непосредственно государство, но и то, что взяли контролируемые этим государством организации. Вот эту, не только не афишируемую, но и никем системно не подсчитываемую сумму и подсчитали «Вопросы экономики».
И получилось, что только с учетом контор, где доля государства выше 50%, госдолг у нас составляет 118 с лишним процентов ВВП. А есть ещё и море организаций, где государство оставило за собой менее 50% (КамАЗ и АвтоВАЗ, например), и эти организации тоже не забывают набрать долгов.
Как ни относись к МВФ, а под его методикой есть логика. По обязательствам подконтрольных организаций государству так или иначе приходится отвечать. И мы прекрасно помним яркие случаи типа фатального, вдвое обвала курса рубля в 2014 году, которую наблюдатели к яростному гневу Сечина немедленно связали с необходимостью Роснефти обслужить свои долги. Тогда была применена какая-то мутная схема с размещением «Роснефтью» бумаг на 600 с лишним миллиардов, которые немедленно выкупались неизвестно кем, но подозревалось, что это в основе - свежеэмитированные ЦБ денежки.
Таким образом, по долгам госкорпораций расплачивается через инфляционный налог вся страна, и, соответственно, учитывать эти долги надо. Но, согласно отчетам МВФ, с 2012 года, у нас как раз долги «контролируемых государственных организаций» совершенно непрозрачны, а равно отсутствует управление рисками государственно-частных партнерств.
Т.е. сколько ещё фокусов с обязательствами подконтрольных государствами контор проведено за последние 10 лет и проводится в данную минуту, никому толком не известно. Известно разве что, благодаря подсчетам «Вопросов экономики», что только Сечин с Миллером набрали на сегодня денег в долг на 15 с лишним процентов ВВП, почти столько же, сколько госдолг, который у нас официально называется госдолгом.
Поневоле согласишься с пропагандистским тезисом о «животворящих санкциях». Антироссийские санкции действительно в каком-то смысле оказываются очень даже пророссийскими, - потому что резко сократили возможности суперэффективных топ-менеджеров бесконтрольно делать за рубежом долги, за которые надо расплачиваться каждому гражданину РФ.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».