Posted 12 мая 2023,, 15:03

Published 12 мая 2023,, 15:03

Modified 12 мая 2023,, 15:05

Updated 12 мая 2023,, 15:05

Петербургский суд не дал обесценить Особняк Е. П. Салтыковой

12 мая 2023, 15:03
В прошлом году застройщики начали снос флигелей здания под видом его реконструкции в гостиницу.

Судебная инстанция признала незаконным выведение из зоны охраны флигелей регионального памятника архитектуры «Особняк Е. А. Брюн – Особняк Е. П. Салтыковой», расположенного по адресу Большая Морская улица, 51. Объект привлек внимание градозащиты после того, как в прошлом году собственник ООО «Северная Земельная Компания» начал снос дворовых построек. Активисты через суд добились отмены решения Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП), дававшего застройщику право на демонтаж.

В прошлом месяце петербуржцы раскритиковали поправки в закон о границах охранных зон объектов культурного наследия. Вывод из данных границ более 200 зданий (большая часть которых расположена в районе Нарвской заставы) очевидно грозит им сносом. В том, как работают подобные механизмы, горожане уже не раз убеждались. В 2017 году КГИОП согласовал реконструкцию в гостиницу так называемого Дома Салтыковой. Ранее часть относящихся к объекту построек была выведена из охранных зон, а в прошлом году застройщик начал снос. Остановить работы удалось только через суд.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать в отношении других исторических построек, но им повезло меньше. Так, бывший Василеостровский хлебозавод (он же манеж лейб-гвардии Финляндского полка) оказался полностью уничтожен. По заключению экспертизы дата постройки здания вдруг оказалась более ранней, чем считалась прежде (как выяснилось, дом перестраивали). Это позволило застройщику снести историческое здание. Сейчас на его месте ведется строительство жилого квартала, в котором цена самой маленькой, однокомнатной квартиры достигает 18 млн. рублей.

Примечательно, что с Домом Салтыковой связан еще один судебный процесс. Трем работникам фирмы-застройщика предъявили обвинения по статьям о побоях, незаконном лишении свободы и причинении вреда здоровью. Инцидент произошел в прошлом году, когда сносу попытался помешать глава фонда «Голодай» Олег Мухин. Активист подвергся нападению и избиению.

Совокупность процессов, которые на сегодня происходят вокруг исторических построек Петербурга, наводит активистов на мысли о намеренной расчистке земли под строительство. Борьба за сохранение исторической застройки шла и ранее. Однако за последнее время множество градозащитных споров сдвинулось в пользу девелоперов. Несколько построек, за охранный статус которых боролись активисты, отправились под ковш.

«Строительная мафия до добра наш город не доведет. Нужно для себя решить: или мы сохраняем наш Петербург, или мы уже плюем, доводим его до уничтожения, сносим и застраиваем этими ужасными стеклянно-бетонными коробками. Все это гигантская строительная мафия, спрут, с которым нужно что-то делать», – высказался координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров.

Раздача дорогостоящей перспективной земли застройщикам и борьба с несогласными явно отвлекает чиновников от сохранения признанных ОКН. Так, до сих пор не решен вопрос реконструкции завода «Красный треугольник», торгового квартала «Апраксин двор» и комплекса бывших императорских конюшен на реке Мойке. При этом история последнего намекает, что даже здесь не обошлось без махинаций.

Напомним, что Конюшенное ведомство было закрыто на реконструкцию еще при губернаторе Валентине Матвиенко в 2010 году. По проекту архитектурный памятник должен был стать элитной гостиницей. Позже под давлением градозащиты город заморозил проект и вернул здание в казну. Несколько лет в Смольном выбирали инвестора, который вложился бы в реконструкцию Конюшенного. По единодушному мнению, комплекс в городском центре должен был стать общественным пространством. Объектом интересовались крупные компании с опытом, было предложено несколько проектов. Однако два года назад управлявший Конюшенным Музей истории отказался от здания, а обсуждения реконструкции свернули.

Спустя год молчания Конюшенное выставили на торги и отдали в аренду небольшой столичной фирме без опыта работы с ОКН. При этом чиновники больше не были против любой коммерции в здании, хотя ранее речь шла о конкретных форматах приспособления. Выбор удивил горожан и экспертов, однако арендатор так и не успел ничего сделать. Несколько компаний, не допущенных до торгов, обратились в суд. Одной из них удалось доказать, что процедура была проведена с нарушениями. Еще ранее специалисты обращали внимание на то, что фирма-победитель косвенно связана с крупным столичным девелопером, который до этого уже интересовался арендой Конюшенного.

В прошлом году ситуацией с ОКН Петербурга заинтересовался Следственный комитет России. В том числе следователи присоединились к защите Дома Басевича. Город отказал зданию в культурной ценности. При этом владелец своим бездействием фактически довел здание до аварийного состояния. Экспертиза, проведенная по заказу Следкома, подтвердила, что дом можно реконструировать без сноса, однако городские комитеты считают иначе. Демонтажу собираются подвергнуть все, кроме лицевой части постройки.