Posted 30 декабря 2019, 10:59
Published 30 декабря 2019, 10:59
Modified 15 сентября 2022, 20:49
Updated 15 сентября 2022, 20:49
Универсально-перегрузочный комплекс «Приморский» должен стать крупнейшим в стране портом – объем грузоперевозок составит 75 млн тонн в год. В день порт будет принимать 1740 вагонов. По плану, его должны начать строить уже в январе 2020 года, а завершить в 2022 году.
Комплекс займет 760 га земли в Выборгском районе – в городе Приморске. Владельцы порта утверждают, что этот объект даст работы 3,5 тысячам человек (в Приморске живет 5,6 тысяч). А в бюджет области будут приходить по 9 млрд рублей, благодаря налогам. Еще жителей региона ожидает высокоскоростная трасса, ТЭЦ, газификация и прочие блага.
УПК будет состоять из шести терминалов. Больше всего защитников природы волнуют угольный и терминал минеральных удобрений. Для полной коллекции потенциально опасных объектов не хватает только нефтяного, но он в Приморске уже есть – отдельно от нового объекта. Крупнейший на Балтике нефтяной порт принимает суда в 5 км от города.
Хозяева УПК утверждают, что с появлением этого инфраструктурного гиганта экология только улучшится.
«Все сыпучие грузы, с которыми мы будем работать: уголь, минеральные удобрения и зерно – будут перерабатывать закрытым способом. От подхода жд-вагона к станции разгрузки»,
- заявил первый зам генерального директора Приморского УПК Анатолий Савкин.
Если это обещание правдиво, то получится, что жителей Приморска должна обойти участь обитателей угольных портов Дальнего Востока – Находки, Советской Гавани, Ванино и других, где уголь перегружают открытым способом. Люди десятилетиями жалуются на черный снег, на вездесущую черную пыль, покрывающие предметы даже внутри квартир, на постоянный кашель и хронические заболевания.
По словам Анатолия Савкина, даже строительство комплекса будет доставлять местным жителям минимальный дискомфорт. Техника будет работать только два часа в сутки: с 7 до 8 часов утра и с 10 до 11 часов вечера. Чтобы защитить людей от шума, установят специальные защитные экраны. Кроме того, высадят дополнительные деревья в лесополосе, отделяющей жилые дома от стройки.
Даже Балтика, утверждают авторы проекта, выиграет от нового порта: «Использование СПГ-топлива для бункеровки современных крупнотоннажных судов улучшает экологическую обстановку в Балтийском море».
Впрочем, «зеленые» с этим не согласны: экосистема Балтийского моря в целом и Финского залива в частности может серьезно пострадать от нового, пусть даже такого очень технологичного, порта.
Самая большая трагедия – это полное исчезновение краснокнижных обитателей залива – кольчатых нерп. Сейчас поголовье этих животных насчитывает не больше 100 особей. Зоологи, экологи, представители природоохранных организаций прилагают титанические усилия для того, чтобы сохранить этот вид в дикой природе: спасают всех попавших в беду детенышей, реабилитируют их и выпускают на волю, борются за использование безопасных для тюленей рыболовных сетей. Но плоды этой многолетней работы будут сведены к нулю, если появится порт.
«Уже вырублены сотни гектаров роскошного соснового леса, пострадали многие виды растений и животных, в том числе входящих в Красную Книгу России и Красную Книгу Ленинградской области. Кольчатая нерпа – один из таких видов. И если порт будет построен и заработает – этот очаровательный тюлень, символ Финского залива, быстро и навсегда исчезнет из его вод, так как фарватер пройдет по тому самому месту, где на льдинах выводят потомство немногочисленные оставшиеся самки этих животных. То есть в отношении этого охраняемого Законом РФ вида (и ряда других) будет осуществлен экоцид, что по существующему законодательству является уголовным преступлением»,
- написали активисты в открытом письме президенту Владимиру Путину.
Местные жители тоже не рады появлению УПК – даже несмотря на те блага, которые им сулит руководство компании. Во время трехлетней стройки они будут неизбежно страдать от токсичных выбросов. По проекту, в воздухе окажется две тысячи тонн вредных веществ – оксид и диоксид азота, сера, фториды, формальдегид и т.д. Также люди недовольны исчезновением любимых мест отдыха – ведь многие километры морского берега превратятся в промзону, и исчезновением соснового бора.
В пресс-службе Приморского отрицают незаконную вырубку леса: «В ответ на слухи о незаконных рубках готовы продемонстрировать разрешительные документы за подписями областных комитетов и Рослесхоза». Однако общественники считают, что не обошлось без бюрократических махинаций.
«Председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Немчинов поведал, на каком основании велась вырубка леса. Чиновник признал, что при вырубке леса область использовала «новаторское решение», ноу-хау, как обойти лесной кодекс: «У нас есть 849 постановление правительства, в котором есть перечень земель для размещения линейных объектов. Приморский УПК сначала заключил договор под линейный объект. После территория была передана инвестору для заготовки древесины. В соответствии с законом ее можно потом выкупить, что и сделала компания». Таким образом, чиновник с неприкрытым цинизмом объявил законной схему обхода Лесного кодекса»,
- рассказали активисты движения СТОППОРТ.
Очевидцы рассказали и о «схеме обхода» публичных слушаний:
«Знаете, как у нас проходили «Общественные слушания»? Клуб в Балтийце на 100 мест. В день слушаний приезжает два 50-рыльных баса по 50 бабушек в каждом. Они заполняют весь ДК. Всё. Пришедшие со своей позицией местные жители остаются за кадром».
От нового порта пострадают и местные рыбаки: лишатся последних мест для лова рыбы.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что «открытие порта в Приморске является частью общей национальной идеи развития России до 2035 года, а потому он будет построен в любом случае!» Такой расклад сил явно не в пользу вымирающих животных. Но крохотный шанс выжить у них всё же появился: если уплыть в Евросоюз.
До недавнего времени ученые считали, что нерпы Финского залива живут очень изолированно и не посещают места обитания своих соседей и ближайших родственников – нерп Ладожского и Сайменского озер, а также нерп из других заливов Балтийского моря. Однако осенью животное с датчиком слежения отправилось в путешествие к берегам Эстонии, а затем вернулось обратно, в Финский залив. «Если нерпы путешествуют к своим родственникам, то шансы на сохранение этого вида в Финском заливе все-таки повыше», - считают зоологи из Фонда друзей балтийской нерпы.