Posted 28 ноября 2013,, 10:17

Published 28 ноября 2013,, 10:17

Modified 18 августа 2022,, 19:59

Updated 18 августа 2022,, 19:59

Никто не хочет дружить с Россией

28 ноября 2013, 10:17
Никто не хочет дружить с Россией

Политика современной политической элиты России загнала государство в ситуацию при которой у страны нет ни одного явного стратегического и даже тактического союзника. «Последний диктатор Европы» Александр Лукашенко и тот, позволяет вести себя не дружественно по отношению к Москве. «Оранжевая революция» захлестнула волной страны СНГ, пока Россия жила в политической стабильности вертикали власти. Все страны «восточного блока» СССР оказались интегрированы в Евросоюз, очередь за бывшими провинциями «красной империи» - Украиной, стремящийся присоединиться к Единой Европе и Молдовой, которая может исчезнуть с карты, уступив место «Великой Румынии».

«Оранжевая революция» - это не только стихийный выход на улицы, это изменение сознания и своей идентификации. В бывших странах социалистического лагеря общегражданский «личностный раскол» между жизнью в коммунистической системе, крахом марксисткой идеологии и последующими социально-экономическими вызовами на которые государства «Варшавского договора» ответили единогласно – интеграция в ЕС.

Революция в Украине, Грузии, Киргизии и Twitter-революция в Молдове 2009 года продемонстрировали важность социальных сетей и средств массовой информации, которые сыграли решающее значение, в ходе насильственных изменений политических режимов. Но за стихийными действиями следует большая политика и следует она волнами.

До сих пор не стоял остро вопрос о вступлении Кишинева в Европейский союз, но Молдова может воссоединиться с Румынией, как это было до середины 20 века, получив все права и разрешив спор с Приднестровьем.

Президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что объединение с Молдавией должно стать важнейшим проектом Бухареста.

«Я уверен, что если в Молдавии подует унионистский ветер, Румыния всегда будет готова. У Румынии был фундаментальный проект по вступлению в НАТО, был и другой - присоединение к ЕС. Думаю, что третьим фундаментальным проектом должно стать объединение с Молдавией. Бесспорно», - заявил президент Бэсеску на румынском национальном телеканале TVR-1. Президент страны, входящей в состав НАТО, настроен серьезно. Если пройдет референдумы в обоих государствах, подтверждающий желание объединения никто этому не помешает. Кишинёв уйдет из-под влияния Москвы так же, как это сделали Латвия, Литва и Эстония.

«Я даже не беру в расчет политиков, их мнения и пожелания. Народ, который хочет быть вместе, не откажется. Все мои действия, связанные с Молдавией, были связаны с идеей о возможном объединении. Знаю, что сейчас не тот момент. Но это произойдет, потому что кровь людская - не водица», - подчеркнул Бэсеску.

По последним опросам 61,7% румын поддерживают интеграцию с молдаванами. Румыния безоговорочно поддерживает европейскую интеграцию Молдовы.

В Молдове 51,7% граждан высказались за союз с Румынией, более того у власти проевропейски настроенные президент Николае Тимофти и премьер либерал-демократ Юрие Лянке. Если будет референдум – больше не будет Молдовы.

«Молдова сейчас оказалась на перепутье дорог, настало время выбора между Западом и Востоком. Мы, бессарабские студенты в Сучаве, выбираем путь европейской интеграции, мы надеемся, что никому не удастся помешать нашей стране в достижении этой цели. Мы выступаем ЗА Европу, ЗА Вильнюс! Мы связываем с вильнюсским саммитом Восточного партнерства огромные надежды», заявил председатель Инициативной группы известный в Молдове активист Кристиан Игнатов.

Когда-то Виктор Янукович считался пророссийским кандидатом - за него приезжал агитировать Путин пред выборами 2004 года. Тогда премьер-министр Янукович и вице-премьер Николай Азаров взяли курс на ускоренное вступление Украины в Единое экономическое пространство.

Сейчас Янукович звонит руководству председательствующей в ЕС Литвы Дале Грибаускайте, жалуясь на шантаж сто стороны Владимира Путина.

«Украина не устояла перед экономическим давлением и шантажом. Ей грозили ограничить импорт товаров в Россию, особенно компаний Восточной Украины, где сконцентрирована основная часть промышленности, в которой заняты сотни тысяч людей. Считается, что Украина понесет миллиардные убытки. Такие причины своего решения назвал президент Янукович во время телефонной беседы с президентом на этой неделе», - рассказала журналистам госпожа Грибаускайте.

Сегодня в столице Литвы Вильнюсе открывается саммит Восточного партнёрства -инициатива ЕС, направленная на развитие интеграции с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией.

На повестке дня после отказа Киева подписать соглашение об ассоциации соглашения об ассоциации с Грузией и Молдавией. Согласно последней информации Еврокомиссии, на саммите также планируется подписать соглашение о рамочном участии Грузии в операциях ЕС по урегулированию кризисов и парафировать соглашение о единой авиационной зоне с Украиной.

Внешняя политика Москвы со странами СНГ построена по принципу «временно разрушенного СССР, который скоро воссоединиться». Ситуация в международных отношениях за последние десять лет кардинально изменилась, теперь в мире не однополярная система (абсолютный лидер во всех сферах США), а многополярная (США, ЕС, Китай, Индия, Россия) и Москва удерживается в лидерах во многом благодаря природным ресурсам, ядерному оружию и членству в Совбезе ООН (наследие СССР). Действующая власть планомерно теряет контроль над бывшими сателлитами Советского Союза, мысля и осуществляя свои политические шаги в стиле середины двадцатого века.

С момента публикации Джозефом Найем в 1990 году Bound to Lead: The Changing Nature of American Power ключевым рычагом внешней политики «больших полюсов» является т.н. soft power (мягкая сила – экономическое и социально-политическое вовлечение в ареал своих интересов путем привлекательности последующих выгод), что демонстрирует Евросоюз.

У России нет возможности вернуть в ареал своих интересов страны Балтии, Восточную Европу и даже страны Закавказья путем hard power или soft power. Москва не может предложит системных проектов качественно меняющих экономику и политику, которые принимались на основе «совместного принятия решений» и не может просто вторгнуться и поставить «свое правительство» (война с Грузией это показала). Это замкнутый круг, выйти из которого можно только качественно реформировав систему, а шантаж природными ресурсами контрпродуктивная политика, идущая в разрез национальным интересам.

Таможенный союз - пока это только Казахстан и Белоруссия, ну и кандидаты вроде Таджикистана и Южной Осетии (даже Беларусь не признала республику) и войти в такой процесс интеграции можно только под дулом «газовой трубы». Если Москва кардинально не перестроит свою внешнюю политику, то у России не останется региона, на который можно будет влиять, а разве бывает сверхдержава без «ореола влияния»?

Пётр Василенко

"