Posted 27 августа 2021,, 10:24

Published 27 августа 2021,, 10:24

Modified 16 сентября 2022,, 20:54

Updated 16 сентября 2022,, 20:54

Станет ли исторический рынок Петербурга театральным кварталом?

27 августа 2021, 10:24
Много лет идеи возведения театров и театральных кластеров на месте разрушающихся объектов культурного наследия вызывают споры и недовольства.

Одни считают, что памятники архитектуры должны оставаться в своем первозданном виде и цепляются за мелкие утраты, другие ратуют за реконструкцию и приспособление исторических зданий для нужд горожан.

Развивающиеся петербургские театры, выходя на мировой уровень, начинают нуждаться в расширении пространств. По данным аналитиков, за последние 15 лет на театральные стройки было выделено свыше 50 млрд рублей и разрушен не один исторический объект.

В ходе строительства новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы были уничтожены казармы лейб-гвардии Семеновского полка на Звенигородской улице, при возведении второй сцены Мариинки снесен ДК им. Первой пятилетки на улице Декабристов и обрушился единственный уцелевший фрагмент фасада Литовского рынка. Не утихают скандалы и вокруг исторического здания на Большой Пушкарской улице, 7 – Дома Басевича, который передан Театру Бориса Эйфмана. По проекту там будет построено общежитие для артистов Театра и будущего Дворца танца, для этого необходимо снести половину лицевого корпуса и пять дворовых. Градозащитники выступают против этого, так как здание будет фактически уничтожено.

По мнению экспертов, следует помнить, что реконструкция памятников истории – это всегда в какой-то степени компромисс. Одним из способов сохранения ОКН является их приспособление для современного использования. При этом во время ремонтно-реставрационных работ необходимо соблюдать условия, при которых памятник не будет подвергаться угрозам разрушения, и не потеряет свой исторический облик.

«Излишнее «не разрешать», по-моему, плохо кончится для исторических зданий. Сегодня с ними нельзя почти ничего сделать, ограничений чересчур много. Но и ломать их не надо. Надо приспосабливать», – считает главный архитектор ООО «НПФ «Ретро» Владимир Горбунов.

Успешным опытом можно назвать строительство Новой сцены Александринского театра на Фонтанке. Идея сделать вторую сцену появилась еще в 80-е годы, но реализовать ее удалось только в 2013 году. Сейчас между Основной сценой театра на площади Островского и набережной Фонтанки располагается современное здание, которое удачно вписывается в архитектурный ансамбль города.

Годом ранее Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова открыл новую сцену в Каменноостровском театре, которую ждал в течение семи лет. Уникальное деревянное здание начала XIX века не изменило внешний облик, хотя было посажено на сваи и обзавелось подземным пространством. На реконструкцию объекта потратили более 1,5 млрд рублей.

Об открытии третьей сцены БДТ заговорили еще в 2016 году. Экспериментальная сцена должна была стать частью театрального квартала на территории Апраксина двора.

«БДТ сейчас граничит с территорией Апраксина двора, и совершенно очевидно, что для нас это идеальное место. Мы будем рады, если благодаря этому проекту внутри «золотого треугольника» Петербурга появится уникальный театральный квартал», – отмечал художественный руководитель театра Андрей Могучий.

Свою концепцию представила «Студия 44» Никиты Явейна. По проекту планировалось открыть новую сцену в расположенных за основным зданием театра корпусах двора. Впрочем, строительство креативного, театрального и музейного кварталов с созданием одноименной площади и сада – это только четвертый этап из шести в концепции. Для начала под ритейл-парк должны были быть реконструированы линии Апраксина двора и обновлена Яблочная площадь, после созданы галереи искусств и ремесел, затем преобразованы пассажи Апраксина двора и западный брандмауэр, пятый и шестой этапы – восстановление линии Щукина двора, исторических фруктовых рядов и восточного брандмауэра. Реконструкция Апраксина двора должна была завершиться к 2022 году.

Идею восстановления исторического комплекса также предлагала «Главстрой-СПб специализированный застройщик». Осенью 2018 года компания подала в Смольный пакет документов на получение статуса стратегического инвестора, а через год представила свое видение реконструкции объекта. На месте Апраксина двора планировалось создать современное общественное пространство, в том числе театральный кластер с учебными аудиториями, мастерскими, лекционными залами, театральной студией, студенческим кампусом и торгово-выставочными помещениями. До сих пор Апраксин двор не стал ни площадкой мультиформатных мероприятий, ни театральным кварталом. Следующая обещанная дата приспособления «Апрашки» под современное использование – 2025 год, пока же в «золотом треугольнике» продолжает процветать торговля. А театры с мировой известностью продолжают ютиться в своих зданиях.

Некоторые горожане предлагают строить театральные пространства на окраинах города с целью расширения Петербурга и внедрения культурной инфраструктуры на периферию. Но в любом случае во избежание полного разрушения необходимо осваивать и исторические здания. Подобная практика в странах Европы доказала свою эффективность.

"