Posted 29 января 2020, 06:32
Published 29 января 2020, 06:32
Modified 15 сентября 2022, 20:49
Updated 15 сентября 2022, 20:49
29 января состоится очередное заседание Заксобрания Санкт-Петербурга. Одним из возможных вопросов, которые будут подняты, это назначение нового уполномоченного по правам ребёнка.
Возможных – поскольку пока что в проекте повестки дня этого вопроса нет. И в целом дата рассмотрения этого вопроса пока неизвестна. В медиа фигурирует дата 26 февраля, однако пока официально она не подтверждена. Тем не менее, страсти вокруг грядущего назначения разгорелись нешуточные. Сразу четыре кандидата претендуют на этот пост. И, судя по всему, сегодня стало на одного меньше.
28 января прошло заседание комиссии по законности и правопорядку. На ней, по информации «Фонтанки», рассматривали документы, которые предоставили четыре кандидата: заслуженная воспитательница Ирина Аристова, которую выдвинул депутат от «Единой России» Денис Четырбок, экс-мундеп Екатерина Лебедева (от ЛДПР), сотрудница аппарата Заксобрания Юлия Шик (поддерживает спикер парламента Вячеслав Макаров) и вице-губернатор Анна Митянина (от губернатора Александра Беглова).
Комиссия пришла к выводу, что выдвинутая губернатором кандидатура, возможно, не соответствует той должности, на которую она претендует. В качестве причины называется отсутствие доказательств того, что Митянина знает о неких «проблемах детства». Однако позднее выяснилось, что в поданных документах не были заполнены отдельные графы. Сама Митянина спокойно отреагировала на эту новость.
Редакция Newia.ru решила разобраться, что из себя представляют нынешние кандидаты на пост детского омбудсмена.
Начнём с вице-губернатора. У неё юридическое образование, и с 1990-х годов работает в городской администрации в юридическом управлении. В начале нулевых она около года была представителем губернатора в городском уставном суде, а затем до 2017 года работала в администрации губернатора председателем юридического комитета. После этого в феврале её назначили вице-губернатором, который курирует социальные вопросы.
Согласно опубликованным декларациям о доходах, Митянина в 2018 году заработала 3,3 млн рублей. В её собственности по два участка под индивидуальное жилищное строительство и жилых дома, три квартиры и почти половина ещё одной квартиры в собственности. Кроме того, у Митяниной есть земля для несельскохозяйственных работ.
К моменту назначения чиновницы на пост вице-губернатора у неё не было опыта работы в сфере здравоохранения и социальной политики, что, впрочем, не помешало ей вести активную деятельность и в целом избежать скандальных историй.
Если не брать в расчёт Митянину, которая в силу должности регулярно фигурирует в СМИ, Шик – самая медийно известная персона среди всех кандидатов. Она была замужем за Андреем Зайцевым, сыном директора петербургского завода слоистых пластиков. Осенью 2017 года произошёл разлад между ними. Точные причины неизвестны. Кто-то пишет о том, что у Зайцева появилась новая пассия, кто-то считает, что это произошло на почве воспитания детей. Во всяком случае позднее Андрей публиковал соответствующие комментарии в специально созданном Инстаграме. Он обвинял Юлию в том, что она не ухаживала за детьми и била их.
Тем не менее, они подали на развод. «Поделить» детей мирно не получилось. Зайцев сменил дверные замки в квартире, а после вывез детей за границу. Причём до сих пор неясно, был ли это «традиционный выезд с отцом за границу» либо же похищение. Однако спустя полтора месяца история приобрела политический окрас.
За Юлию вступился спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Он разразился гневной тирадой на заседании парламента, после чего под единогласное одобрение одним за одним пошли письма в различные инстанции с просьбой поддержать Юлию: Следственный комитет, суды, администрация президента и т.д. Одна из самых ярких фраз со стороны Макарова, прозвучавшая в этом конфликте, касается его обещания «гонять Зайцевых»:
«…гонять Зайцевых по всему миру до тех пор, пока они не отдадут детей матери» - грозился спикер Заксобрания.
Или другая, выбирайте сами, какая из них ярче:
«Вот эту семейку [Зайцевых – прим. авт.] необходимо было в пыльных мешках на голове и в кандалах доставить и провести еще. Чтоб это было в назидание другим».
В конечном счёте Шик смогла забрать детей в декабре 2019 года, лично приехав в Португалию и проведя там чуть ли не спецоперацию и пройдя разбирательства в местных инстанциях. И история на этом, казалось бы, закончилась.
Юлия Шик, по информации «Новой газеты», с 28 апреля 2018 года (т.е. в разгар скандала) работает «специалистом первой категории управления документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания». До этого она работала около двух лет в банке, после чего находилась в декрете.
Журналисты «Новой газеты» обращают внимание на то, что на момент публикации материала (22 октября 2018 года) она получала, помимо зарплаты, регулярные надбавки и ежемесячные поощрения. Особо интересно на этом фоне смотрится надбавка «за выслугу лет» при её возрасте в 28 лет и минимальном стаже, а также «корректируемый график работы». Не исключено, что на данный момент эта информация устарела.
После всех событий особой информации о Юлии нет. Судя по всему, она продолжает трудиться в Заксобрании. Отдельные медиа по непонятным причинам называют её «известной правозащитницей», хотя на это не указывает совершенно ничего. Если взглянуть на её инстаграм, то последние публикации – сплошь о собственных детях и продолжающихся разбирательствах с бывшим мужем. По её словам, он подал иск об ограничении в родительских правах и на получение алиментов. В суд подала и бывшая свекровь девушки, но по другому поводу: ей препятствуют в общении с внуками и возможности на какое-то время забрать детей за границу.
До сих пор неясно, по какой причине Вячеслав Макаров вступился за Юлию Шик. Отдельные медиа и телеграм-каналы пишут о наличии любовной связи между ними, другие публикуют слухи о желании Макарова отжать под себя завод слоистых пластиков. В любом случае, в сравнении с Митяниной, опыт работы Шик и её квалификация явно уступают бэкграунду вице-губернатора. К тому же, с учётом её истории, нет уверенности в том, что она сможет объективно подходить к проблемам, связанными с детьми.
Она – бывший муниципальный депутат Литейного округа и координатор районного отделения ЛДПР. Впоследствии, судя по всему, она была координатором и в Центральном районе. С момента объявления итогов последних выборов её официальный паблик в ВК перестал вестись.
В августе 2019 года она достаточно лестно отзывалась об Александре Беглове, который на тот момент был исполняющим обязанности губернатора и баллотировался на этот пост:
«Это человек, который очень легко лично общается со своим избирателем. Я сама имела возможность общаться с Александром Дмитриевичем во дворе своего дома. Он легкий в общении и может поговорить с тобой на любые темы» – говорила тогда Лебедева.
В последнее время её медийная активность сошла на нет. Последняя крупная история связана со скандалом с назначением главы совета депутатов муниципального округа. Согласно уставу, для утверждения кандидатуры необходимо 2/3 голосов, однако Екатерина Лебедева заявляла, что эти изменения были введены задним числом. Кроме того, она заявляла, что на неё оказывает давление единоросс Павел Дайняк, однако тот опроверг эту информацию.
Информации об Ирине Аристовой ещё меньше. Она – заслуженный воспитатель и ветеран труда. Возможно, является помощницей Дениса Четырбока. Медийной активности в последнее время не замечено.
Кого в этой ситуации выберут депутаты Заксобрания, покажет только заседание. С профессиональной точки зрения больше всего на эту должность, исходя из регалий и деятельности, подходят Митянина и Аристова. Лебедева имеет политический опыт, однако он сравнительно невелик. А Юлия Шик, несмотря на фигуру Вячеслава Макарова «за спиной», может придать бОльшую медийность данной должности. И то только лишь в сравнении с Аристовой и Лебедевой. Однако учитывая бэкграунд Юлии, нет уверенности в том, что медийность будет в положительном ключе.