А она реально низкая – в 2-3 раза ниже, чем у мировых лидеров в каждой конкретной отрасли, что даже Минэкономразвития вынуждено признавать. Грубо говоря, за одно и то же время при одной и той же интенсивности работы средний российский наемный работник производит в два-три раза меньше продукта, чем его западный или восточный коллега при прочих равных обстоятельствах (за исключением зарплаты, конечно).
По этому поводу НИУ ВШЭ разразился специальным докладом, в котором подвёл все дело к замечательному выводу: народ опять не тот, не хочет заниматься самообразованием и повышать квалификацию, а потому стремительно профессионально деградирует. У НИУ ВШЭ, одного из сильнейших лоббистов в нашей стране, свои интересы, естественно. Они знают про нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Нацпроект подразумевает выделение больших государственных денег на программы повышения квалификации, и пришло время бороться за то, кто эти большие деньги будет получать.
Проблема, само собой, лежит в совершенно другой плоскости. Чтобы обучать, переобучать и доквалифицировать, нужны новые технологии, с которыми нынешний недообученный пока не знаком. Чтобы учить, нужно иметь то, чему учить, грубо говоря. Этот фактор эксперты ВШЭ полностью исключили из своего исследования.
Сколько у нас внедрено технологий, которые не могут полноценно использоваться в силу низкой квалификации тех, кто их использует? В каких отраслях? На каких предприятиях? Зачем бизнес покупает технологии, которым не обучает сотрудников?
В реальности технологическая база в ряде отраслей у нас отстает даже не от современного Запада, или даже Востока, но деградировала даже по отношению к уровню СССР 80-х. Но обо всех этих очевидных вещах речи нет. Есть просто ленинское «учиться, учиться и учиться», а почему и зачем – это пусть кто-то ещё подумает.
Такой подход применён неспроста. В силу дефицита отечественной рабочей силы у нас идет колоссальное замещение её мигрантами. И это отнюдь не дворники и разнорабочие на стройке, как кажется обывателю. Это, к примеру, высококвалифицированные врачи, это лётчики, это, как минимум, «синие воротнички» на производстве.
В связи с чем открывается совершенно новый рынок: переобучения низкоквалифицированных мигрантов, на котором можно списывать значительные объёмы средств в силу таких замечательных особенностей как нулевая база (обучил в принципе безграмотного читать – уже рост 100%) и высокая мобильность обучаемых (пишем в отчёте, что обучили стопятьсот таджиков, прилагаем экзаменационные листы, тесты какие-нибудь в подтверждение, приходит проверка – а некого проверять: все обученные домой уехали по своим личным семейным причинам и пишите письма).
Вот за этот рынок и идёт борьба. А как это скажется на производительности труда? Ну, на марже обучателей точно скажется положительно.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».