Эльвира Набиуллина призвала быстрее отказаться от административного ограничения цен. И предложила рассмотреть демпфер как механизм сглаживания волатильности по различным товарам. Скоро это замоется в череде других новостных поводов типа «цифрового рубля» и протечек о грядущих апрельских тезисах Путина. А зря.
Слова Эльвиры Сахипзадовны - это полновесные царские, почти без обмана, червонцы. Сейчас эконом-министры и даже вице-премьеры кинулись разыскивать по сусекам новые варианты демпферов. На слуху - сахарные головы, масляные реки и железные берега для металлургов. 9 миллиардов рублей на сахар и подсолнечное масло правительство уже выделило - лиха беда начало.
Речь главы ЦБ нужно читать не как учебник экономики, а как пиар-вброс о том, что наша экономика, хоть ей и подбрасывают костыли в виде демпферов, всё больше и больше заваливается набок и Набиуллина не желает отвечать рублём за последствия всей этой игры. Да, всем понятно, что Путин накануне выборов, которые хоть как бы уже «в кармане», не захочет отступать от своих распоряжений придушить цены. Именно поэтому дистанцироваться от токсичных министров главе ЦБ сам бог велел.
Тем более, что ничего особо революционного Набиуллина и не произнесла, разве что обозначила грядущие итоги экскурсии правительства к провалу. Если количество отраслей, секторов и товаров, склонных к демпферам, превысит некое магическое число «дохрена», то вся эта пирамида грохнется, увлекая за собой не только рубль, но и всю нарисованную стабильность.
Отсюда и ее осторожный пассаж про «бюджетную нейтральность». Это такой ласковый отсыл к временам позднего СССР, когда термин народное хозяйство подразумевал существенную разницу в ценах для государства и населения. В итоге спрос на легковые машины компенсировал поставки стратегических полувоенных грузовиков и даже танков.
Сейчас, при определённых условиях, может приключиться такой же парадокс. Когда пучок строительной арматуры по документам будет стоить как строительный кран или даже больше. Стройкомплексу вчера уже пообещали прямые - читай госпоставки - стройматериалов. Но платить в итоге за госрегулирование придётся населению.
И тут уж никакой «цифровой рубль» не спасёт, тем более, что его введение и так весьма размыто по функционалу. Несмотря на все заявления ЦБ, никто пока так и не понял, как этот новый инструмент будет играть в оркестре.
Ясно только, что государство постарается взять от его перемещений в цепочке деньги-товар-деньги свои 0,7 процента от сделки. И что в ближайшие дни и месяцы мы ещё не раз услышим заклинание - электронный рубль поможет обуздать инфляцию и победить коррупцию. Цифровой след приведёт, наверное, прямо в логово зверя числом 666 демпферов.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу "Новый век". Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов "Нового века".