Простой ответ – да. Сложнее – когда и на сколько. Дело в том, что советская система централизованного тепло-, водо-, электро- и прочего снабжения держалась сколько могла и теперь подходит к своему естественному исчерпанию.
Никто в неё планово не вкладывал, её доили, как и все советские активы, закрывая только пожарно-аварийные ситуации. Теперь в краткосрочной перспективе система может превратиться в одну сплошную аварийную ситуацию на каждом метре, надо менять её всю и кардинально, а за это кто-то должен заплатить.
При нормальном устройстве экономики этой проблемы нет и быть не может, потому что есть амортизационные отчисления и плановые замены морально устаревшего. Что происходит, к примеру, в системе трубопроводного транспорта преспокойным образом.
Но в ЖКХ эти деньги прошли по бумагам и куда-то делись. Угроза тотального отказа и следующего за ним беспрецедентного социального взрыва таковы, что велено с высочайшего верха распечатать неразменную кубышку ФНБ на 150 млрд и ещё 150 млрд изыскать в виде кредитов, которые неизвестно кто неизвестно кому и неизвестно на каких условиях должен выдать.
Аппетиты контролирующих систему чиновников это совершенно не удовлетворяет. Поэтому очередной раз в обиход вбрасывается бессмысленное словосочетание «экономически обоснованные тарифы».
Подаётся это словосочетание под соусом, что нынешние тарифы дотируются, а должны быть такими, чтоб оплата их гражданами делала ЖКХ прибыльным. То есть под «экономической обоснованностью» понимается исключительно рост, и с учётом сложившейся предкатастрофной ситуации – рост взрывной.
На деле, конечно, никто никакие тарифы не дотирует. В частности, о вранье вокруг так называемого «перекрестного субсидирования» тарифов на электроэнергию для населения мы писали неоднократно и будем писать ещё.
Субсидируются у нас исключительно малоимущие и многодетные. То есть от вполне себе экономически обоснованных тарифов часть денег государство вносит за тех, для кого этот груз неподъёмен – свыше 22% дохода домохозяйства.
Некоторые регионы доплачивают большему количеству семей, понижая установленный на федеральном уровне стандарт. Получателей субсидий на коммуналку у нас, по некоторым подсчётам, свыше 25% народу. И даже при этом ряд экспертов считает, что если мы хотим какой-то провозглашенной президентом борьбы с бедностью, то планку надо по всей стране понизить до 15%.
Этот вопрос некоторым чиновникам безразличен: какая разница, кто заплатит – граждане или бюджет, лишь бы платили столько, сколько им хочется. Однако «экономическая обоснованность» начинается вовсе не с того, чтобы удовлетворять чьи-то аппетиты по доходам. Для начала она требует глубокого анализа расходов – себестоимости оказываемых услуг плюс необходимых объёмов инвестиций взамен амортизированного оборудования и для достижения нового качества.
Никаких внятных расчётов нет. Никакого глобального аудита не проводилось. Никаких цифр, кроме слёзных хотелок, инициаторы повышения тарифов представить не могут. Так что ни о какой «экономической обоснованности» речь не идёт.
Речь идёт о том, что огромная, касающаяся каждого человека в стране отрасль погружена в бесхозяйственность и практически не управляется. Поэтому начинается пиар.
Через «Институт экономики города» (очень тихая, не светящаяся, довольно старая – в 95 году ещё создана, но чрезвычайно влиятельная организация, которую используют как «экспертную прокладку» для любого связанного с соответствующей тематикой законодательства) пошёл слив о необходимости повышать тарифы ЖКХ на 20%. Дополнительно началась пиар-кампания по донесению до публики информации о том, как все устроено «в цивилизованных странах», где совершенно нормально платить за жилкоммунхоз 30-40% дохода семьи и никто не плачет, живут люди.
Как и большинство таких промо-кампаний, рассчитано это на лохов, конечно. Потому что СССР для того и создал централизованную жилищно-коммунальную систему, чтобы расходы были минимизированы, а услуги стандартизированы.
Ни в каких «цивилизованных странах» ничего даже близко подобного нет. Их системы и наша несравнимы, как несравнимо индустриальное производство с кустарным. Только в виде исключения в этом случае индустриальное производство у нас, а кустарщина – дорогая и кривая – у них.
Однако, как ни бредова постановка вопроса, посыл её от этого не меняется. Хотите, устроим вам, как в Европе, чтоб вы 30-40% заработанного отдавали за ЖКХ? Нет? Ну, тогда скушайте на 20% выросшие тарифы и спасибо скажите. А то мы и не такое можем. Нет сомнений, что эта пиар-подготовка будет эффективной.
Вряд ли столь же эффективными будут усилия инициаторов на государственно-чиновном уровне. И дело здесь не в особом человеколюбии государства. Просто бюджет свёрстан. В нём заложен рост тарифов ЖКХ на 4%. Подними их выше – и резко увеличится объём необходимых субсидий малоимущим, а на это денег никто не предусматривал и из ФНБ такое не финансируют.
Поэтому до 1 июля, когда утверждаются тарифы всяких монополий, шансов у лоббистов нет. Но поближе к дате они активизируются резко, вот тогда-то всё и начнет решаться.
А пока, после взрыва недовольства в Балашихе, ФАС пообещала проанализировать ситуацию с удорожанием стоимости тепла для граждан и провести анализ появившихся в СМИ и соцсетях сведений о росте цен на отопление для населения на предмет соблюдения антимонопольного и тарифного законодательства. Пожар заливают обещаниями когда-нибудь его потушить. Причём как – уже понятно.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».