Пока Минздрав лезет в налоговую политику (мы писали об этом в связи с ростом акцизов на табак), Минэкразвития полезло в медицину. В правительство внесён проект постановления о предоставлении медицинских услуг дистанционно. На практике это означает, что врач имеет право поставить диагноз по телефону, и этот диагноз будет валидным, что до сих пор было категорически (и совершенно правильно) запрещено.
Постановление вводит эту практику в экспериментальном режиме, но на деле эксперимент проводится в течение трёх лет на всей территории России, так что ничего экспериментального в нём нет, это уже реальность. Тем более, что закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций президент подписал ещё летом прошлого года.
Есть, конечно, некоторые забавные ограничения. Нельзя будет диагностировать удаленно так называемые «социально значимые болезни» – ВИЧ, туберкулез, ЗППП. Но их по-любому нельзя диагностировать по телефону – лабораторные исследования нужны.
Но исследования требуются не только для этих болезней, а приблизительно для всех, кроме насморка. И не только лабораторные. Даже для вульгарного бронхита нужно хотя бы выстучать грудную клетку. Даже для обычной ангины нужно сказать доктору: «А!», высунув язык, и это не делается по телефону.
Это только первая очевидная проблема, которая указывает на полную профанацию медицины данным экспериментом. А есть ведь, к примеру, ещё и ответственность врача за правильность диагноза. Вплоть до уголовной, кстати.
Ответственный врач никогда ни при каких обстоятельствах не поставит диагноз без личного контакта с пациентом. Для него выражение глаз и непроизвольная жестикуляция могут быть частью сбора анамнеза, не говоря уж о более существенных вещах.
Понятно, что никуда врачи не денутся – заставят в клиниках, но настоящие специалисты на это не пойдут, согласятся без зазрения совести только недообразованные халтурщики, либо люди совершенно равнодушные к пациенту и его проблемам. На выходе – профанация, помноженная на некомпетентность.
Еще недавно даже телефонные консультации с первичным сбором анамнеза и рекомендацией пациенту, к какому именно специалисту ему записываться и насколько срочно, были обставлены такими рогатками, что даже дорогие частные клиники боялись с этим связываться, а работали в таком режиме только платформы типа «Яндекс.Медицины», которые не могли даже окупиться. А теперь вдруг все барьеры падают разом и удаленно можно даже диагноз ставить. Для чего это делается в таком пожарном режиме?
Мотивы экономические, и не зря тут Минэкразвития рулит вместо Минздрава. Оптимизация медицины по президентским указам привела к падению доступности врачебных услуг до состояния их почти бессмысленности. Кому нужна запись к специалисту через две недели, когда болит сейчас?
Людей выпихнули в частную медицину, чтобы они платили за то, что государство обязано им предоставлять бесплатно. Точнее – не бесплатно, а за выплаченные людьми со своих зарплат деньги. Каждый трудоспособный человек платит в ФОМС 5,1% с каждого заработанного рубля, и эти деньги государство совершенно не хочет ему возвращать в виде медицинских услуг.
Но частники не могут принять на себя весь массив людей, которым нужна помощь, потому что тарифы самой дешёвой частной клиники по карману едва ли 10% граждан России. Удалённые консультации – это очень и очень намного дешевле.
Себестоимость такой услуги – это просто несколько минут времени плохо оплачиваемого врача, несколько десятков рублей. Ценник можно сформировать вполне доступный многократно большему числу граждан, чем может сейчас записываться на консультации в платные клиники. Маржа при этом будет в сотнях процентов.
И те, кто выиграет, выиграют всерьёз. Они даже не стесняются приводить оценки. Сегодня весь рынок частной медицины – 10 млрд руб., а с телемедициной будет 85-100. Эти деньги достанут из карманов больных, которым фактически отказано в нормальной медпомощи, медпомощи, за которую они, повторимся, к тому же, уже заплатили.
Естественная убыль населения у нас за последние 12 месяцев достигла рекордного для мирного времени миллиона человек. Ни на какие пандемии это не списывается – это прямое следствие оптимизации медицины. Теперь, видимо, они хотят, чтобы граждане не только дохли, но ещё и успевали за это заплатить.
Такие цифровые инновации.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».