Не успело правительство объявить, что средства ФНБ будут привлечены для решения инфраструктурных проектов, как очередь за деньгами всенародной кубышки стала расти как на дрожжах. Только что к любителям активного отдыха, расширения БАМа и строительства скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, а также прочих логистических проблем из сферы транспорта, присоседились сторонники экологически чистого «водородного» движения. Они претендуют на приз в 26 млрд. И это только из ФНБ, а так их аппетиты гораздо выше.
Общий бюджет программы до 2030 года составит 776,8 млрд руб., из которых федеральный бюджет выделит 154 млрд руб. Остальная сумма — это внебюджетные инвестиции (595,9 млрд руб.). В рамках программы предусмотрено в том числе производство транспорта на водороде.
Тема возникла не случайно - она наш ответ экологическому Байдену в рамках ПМЭФ. Именно тут планируют показать свежую разработку КамАЗа - отечественный водородный двигатель. И если он окажется действительно рабочим прототипом, а не просто демонстрационным макетом, то в будущем есть шанс оснастить изделием значимую часть общественного транспорта страны.
Сейчас водородный мотор — это самое слабое звено в теме, на которую Минэкразвития планирует спустить совершенно гигантские суммы. Даже простое их обозначение вызывает оторопь.
Начнём с того, что все планы по возведению трассы М-12 это тоже «зелёный» проект. В частности, Росатом предлагает создавать тут сеть водородных автозаправочных станций и ядерно-водородных комплексов для генерации водородного топлива (не спрашивайте!).
И КамАЗ здесь явно ключевое звено: выступает сразу в двух ипостасях - как разработчик водородного так и электродвигателя, и как возможный их производитель. Вопрос - а потянет ли? Даже Илон Маск с его финресурсами не может раскрутить условную «зелёную идею» во вполне самодостаточную систему. Но это уже вопросы философии бизнеса и технологий.
Теперь к реальным деньгам. Строительство скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань (часть международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай).
Эту трассу общей стоимостью 623 млрд рублей «Автодор» должен построить к 2024 году. На неё из ФНБ планируют выделить 150 млрд руб. Ещё оттуда же «Автодору» выделят 50 млрд руб. на строительство скоростной автодороги Казань — Екатеринбург общей стоимостью 439 млрд руб.
Кроме того, планируется выделить на программу развития электротранспорта до 2030 года 418 млрд рублей, из которых 153,5 млрд рублей будут выделены из бюджета и внебюджетных фондов. Выполнение возложено на национальный консорциум, который возглавит «КамАЗ».
Согласно их пресс-релизу: «Опыт внедрения электробусов в Москве показал, что страна готова к переходу на низкоуглеродный транспорт», — полагают в компании, и КамАЗ видит в себе «определенный задел и опыт, чтобы стать лидером в национальной легковой электромобильности, разработать и освоить российский электромобиль». Часть идей, реализованных при проработке концепции электромобиля «Кама-1», ляжет в основу российского семейства электромобилей.
Пилотными регионами, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, должны стать Севастополь и Сочи (города-курорты с потенциалом развития «электрокаршеринга»), Калининград (город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы») и Казань (в рамках развития трассы М-12).
В перечисленных городах разработают программы развития инфраструктуры. Кроме того, предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг». Итого «на круг» - около 2,3 триллиона рублей. Не одномоментно, разумеется, и не все средства из бюджета и ФНБ, но сумма впечатляет.
Особенно на фоне того, что вчера сообщила Генпрокуратура:
- Ущерб от коррупции в России за первые четыре месяца 2021 года вырос до 22,9 млрд руб.
Число выявленных коррупционных преступлений с января по апрель увеличилось на 20,9%. Если соотнести одно с другим - становится как-то неудобно перед условным доном Педро.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».