Редакция Newia.ru публикует материал авторов телеграм-канала «Новый век», посвящённый последним заявлениям по ситуации в Белоруссии. Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».
Генеральный секретарь НАТО призвал Россию не мешать демократизации Беларуси, а также уйти из Молдавии, Грузии и Карабаха. А Путин на предложение Лукашенко усилить сотрудничество внутри ОДКБ отреагировал сдержанно. Согласитесь, что эти две новости вместе выглядят странно. Тем не менее, призывы и диалоги прозвучали в течение одних суток.
Александр Лукашенко назвал протесты после выборов в Белоруссии «срежиссированной деятельностью глобальных игроков»:
«Мы обязательно должны встретиться и, учитывая уроки последних событий, обсудить перспективы наших действий, чтобы этого не допустить впредь во всех странах. Никому нельзя самоуспокаиваться в данной ситуации».
Видимо, Александру Григорьевичу хотелось бы опереться на гарантированную помощь союзников в решении всех вопросов, не только в случае гипотетического внешнего нападения, но и при подавлении внутренних беспорядков. Будучи ветераном постсоветской политики он не может не понимать, что однозначного согласия скорее всего не будет. Но возможности заявить и поставить партнеров перед выбором формулировки ответа Лукашенко не упустил.
Путин в ответ посоветовал белорусскому лидеру самостоятельно решать собственные проблемы, договариваясь внутри страны с оппонентами:
«Но я очень надеюсь на то, что белорусскому народу хватит политической зрелости для того, чтобы спокойно, без всяких резких движений выстроить и диалог внутриполитический со всеми политическими силами, и решить все свои внутренние вопросы самим, без всякого давления и без всякого вмешательства извне», —
подчеркнул президент России.
Подобные диалоги на высшем уровне наводят на размышления о функциональности военного блока ОДКБ в настоящее время. По сути, это инструмент для проекции российской силы за пределы границ.
Но сегодня все остальные страны-союзники, за исключением пока только одного Казахстана, имеют проблемы, в решении которых они бы хотели использовать мощь Москвы, дипломатично называя ее поддержкой ОДКБ. И таких проблем будет становиться больше.
России придется определиться, будет ли она выступать в таких вопросах с позиции силы и какие вообще цели у блока. Потому что итоговые заявления в старосоветском стиле о безальтернативности решения конфликтов мирными средствами выглядят бледно на фоне натовских претензий на диктовку своих условий.