Posted 16 декабря 2021, 16:05
Published 16 декабря 2021, 16:05
Modified 16 сентября 2022, 21:33
Updated 16 сентября 2022, 21:33
С 1 января помощь онкобольным будет осуществляться по-новому. О главном нововведении – запрете больному выбирать клинику и врача мы уже писали. Эта глупость ведёт к полному профанированию используемой у нас в стране системы страховой медицины, которая предполагает, что деньги идут за пациентом, а куда – он выбирает сам.
Система крайне спорна по ряду обстоятельств, в том числе она, в отличие от принятой в СССР системы Семашко, категорически неспособна справиться с ситуациями, требующими мобилизации, как с той же пандемией, особенно – настоящей. Но введенную систему обязательного медицинского страхования можно либо отменять целиком, либо не трогать, иначе ломается вся логика и оказания помощи больным, и финансирования этой помощи.
Однако, как выясняется, нововведения идут гораздо дальше создания неудобств пациентам и произвольного перераспределения финансовых потоков. Из поликлиник собираются убрать онкологов. Так называемое «первичное звено» будет перенесено в специальные центры онкологической амбулаторной помощи – ЦОАП. По этому поводу все интересанты сейчас начали разливаться в СМИ соловьиными руладами: и такое там будет оборудование, и сякое, и помощь станет, конечно, доступнее, и людям станет удобнее.
Людям, естественно, удобнее не станет. Сегодня онколог по штату есть в каждой поликлинике. Поликлиника по свежим рекомендациям Минздрава должна приходиться на 20-50 тыс. населения. На практике за счёт укрупнений приходится на меньшее количество человек. А ЦОАПы – жёстко по одному на 50 тысяч. И хотя там будет больше врачей в сумме, доступность обращения к онкологу немедленно упадёт.
Причины две. Во-первых, чисто транспортно любое укрупнение немедленно ведёт к тому, что доступ прекрасен у всех, кто живёт рядом, а для большинства – это путешествие на нескольких видах транспорта. «Известия» подсчитали, что магаданский ЦОАП, например, будет охватывать радиус 700 км, и для ряда пациентов добираться до него – 10 часов. То есть мышление чиновников, как обычно, носит московский характер, о том, как устроена жизнь в остальной стране они не то, что не думают, им это просто в голову не приходит.
Во-вторых, у нас есть такая очень правильная практика, которая называется «онконастороженность». Т.е. при малейших подозрениях на какое-нибудь новообразование любой врач-специалист немедленно направляет к онкологу. Это не только забота о людях – выявить рак на ранней стадии означает вылечить его быстрее и дешевле для фонда ОМС.
Но одно дело, когда проявивший онконастороженность гастроэнтеролог направляет пациента в соседний кабинет к онкологу прямо сейчас, и совсем другое – когда выдает направление в какой-то отдельный ЦОАП, куда ещё надо записываться. Не дойдут процентов 70 из направленных, а то и больше. И это прямой и тяжёлый удар по системе предупреждения и профилактики онкологии.
Выгоды от оснащения ЦОАПов оборудованием выглядят тоже странно, потому что никаких выгод в этом нет, а есть сплошные убытки. Дело в том, что диагностика онкологии – это все те же КТ/МРТ, по большому счёту. Есть специальные аппараты типа маммографов для женской груди, но и у них хотя и преимущественно, но не только онкологическое применение. Соответственно, аппаратура, которая и так должна быть в каждой поликлинике теперь будет закупаться два раза – для обычных больных и для раковых.
Интересанты проекта при этом рассказывают, что ЦОАПы будут вводиться постепенно и аккуратно, так, чтоб ни на секунду не оголить фронт помощи раковым больным. Однако вводятся они не с 1 января – их уже несколько сот в стране, и как именно под это дело разрушается действующая система уже видно на примерах.
В частности, аж целый Бастрыкин возбудился недавно, когда в Камышине вдруг взяли и закрыли онкодиспансер. При этом местные власти стали ссылаться как раз на то, что уже два года, как в городе ЦОАП работает, самым современным оборудованием оборудованный.
Они только забыли, что оборудование ЦОАП диагностическое, а онкодиспансер – это там, где лечат. Там не УЗИ – там аппараты лучевой терапии и техника для химиотерапии, как минимум. В ЦОАПах они не предусмотрены. А если и предусмотрят, то стационаров в принципиально амбулаторных центрах нет и быть не может, а значительному количеству раковых больных надо не на часок на процедуру завернуть, а в течение длительного курса находиться под постоянным наблюдением специалистов, потому что противораковые терапии убивают не только рак, но и половину организма, и этот процесс надо демпфировать профессионально, а не через маммограф груди изучать.
В общем, позитивного в этой новости только одно – бывает польза и от Бастрыкина. Будем надеяться, что в Камышине возникнет прецедент, который немножко притормозит аппетиты мадам Арбидол и её команды.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».