Posted 11 декабря 2020, 14:12
Published 11 декабря 2020, 14:12
Modified 15 сентября 2022, 21:35
Updated 15 сентября 2022, 21:35
В преддверии грядущей прямой линии с президентом России Владимиром Путиным редакция Newia.ru продолжает серию публикаций под общей рубрикой «От Петербурга — Путину». Она посвящена основным проблемам Санкт-Петербурга, о которых, по нашему мнению, нужно знать главе государства и к которым нужно привлекать его внимание. Ведь, как известно, некоторые проблемы решаются только после его личного вмешательства.
В прошлый раз мы рассказывали о том, как Петербург рискует потерять статус «культурной столицы». В этот раз поговорим об общественном транспорте, а именно об отложенной реформе и полном провале в части развития метрополитена.
На данный момент транспортная система города не представляет собой что-то единое. Есть бюджетные перевозчики (трамваи, троллейбусы, метро и часть автобусов), есть частные. Единого тарифа не существует, карта «Подорожник» не является универсальным платёжным средством в общественном транспорте (далее — ОТ), в отличие от Москвы с её картой «Тройка». Но и назвать ситуацию ужасающей в общем и целом было нельзя.
Однако в 2019 году по Петербургу поползли слухи о том, что в городе вот-вот состоится масштабная, если не радикальная транспортная реформа. Петербург ждали большие перемены.
И вот анонс реформы. Её суть можно свести к нескольким пунктам:
В теории выглядело вполне радужно, но на практике без проблем не обошлось. Во-первых, далеко не все коммерческие перевозчики смогли договориться с банками на выделение кредитов на общественный транспорт. Во-вторых, для них во многом вопрос превратился во «всё или ничего»: либо работать кое-как, но по новым правилам, либо вообще не работать. Трудно сказать, могла ли ситуация перейти к забастовкам, однако общая атмосфера оставляла желать лучшего.
Однако 2020 год спутал все карты. Пандемия отложила транспортную реформу на неопределённый срок. Кроме того, сказалось и физическое отсутствие на рынке нужного количества «больших» пассажирских автобусов.
Тем не менее, от идеи не отказались, но начинают возникать новые проблемы. Появилась информация, что прежние планы будут скорректированы, и вместо «не менее 50 лотов», которые должны разыгрываться между перевозчиками, их может оказаться гораздо меньше. А это значит, что небольшим транспортным предприятиям будет тяжелее зайти на рынок пассажироперевозок Петербурга. Впрочем, пока это на уровне прорабатываемой идеи.
Что ждёт транспортную реформу и как она будет выглядеть, сейчас сказать сложно. От первоначальных целей никто не отказывается. Но тут уже поползли слухи о желании закольцевать поезда и фактически создать аналоги МЦК и МЦД в Москве.
Да и непонятно, когда пандемия закончится, чтобы начать обновление системы ОТ. И будут ли дожидаться окончания, тоже неясно.
И если транспортная реформа висит немым вопросом в воздухе, то с развитием метрополитена однозначно сложилась печальная ситуация. В «Деловом Петербурге» проанализировали ситуацию вокруг подземки: показатели, мягко говоря, удручающие.
Во-первых, с 2018 года снижение расходов на строительство метрополитена происходит плавно, но неуклонно. Работ с финансовой точки зрения выполняется тоже меньше. Ряд экспертов отмечают недофинансирование.
Это отражается и на новых открытых станциях. В 2018 и 2019 году суммарно открыли три новые станции и одно электродепо — и это был, что называется, богатый на события год. В 2020 году новых станций… нет. И не планируется их появление вплоть до 2023 года на который назначено введение в эксплуатацию ещё трёх станций петербургской подземки.
Во-вторых, у «Метростроя», компании, которая занимается строительством подземки в Петербурге, имеются колоссальные финансовые проблемы. С 2018 года регулярно наблюдались забастовки рабочих из-за невыплаты зарплат. Кое-как проблемы удаётся гасить, но всё хуже и хуже.
На 2-й квартал 2020 года кредиторская задолженность составляла чуть более 16 млрд рублей. Фактически компанию скорее всего не спасти. Эксперты отмечают, что во многом «Метрострой» подкосило участие в строительстве стадиона на Крестовском острове и ряда других проектов. Что, впрочем, не отменяет итога: петербургский метрополитен окончательно застопорился в своём развитии.
Наиболее реальной видится перспектива сдачи метрополитена под ВТБ. Именно им предстоит заниматься развитием. Однако удастся ли им это, тоже большой вопрос.
Во-первых, никуда не девается пандемия и экономические сложности. Во-вторых, велика вероятность, что строить метро будут те же люди. Рынок специалистов вряд ли вырастет. В-третьих, есть большие управленческие проблемы. При каком-никаком, но бюджетном финансировании метро могло бы развиваться. Однако отсутствие должного контроля и невнятные решения привели к печальным последствиям. По крайней мере пока.
Владимир Владимирович! Петербург по праву носит название «Северная столица»! Так достойна ли столица нормального общественного транспорта?