Posted 10 декабря 2020, 15:09
Published 10 декабря 2020, 15:09
Modified 15 сентября 2022, 21:35
Updated 15 сентября 2022, 21:35
В преддверии грядущей прямой линии с президентом России Владимиром Путиным редакция Newia.ru начинает серию публикаций «От Петербурга — Путину». Она посвящена основным проблемам Санкт-Петербурга, о которых, по нашему мнению, нужно знать главе государства и к которым нужно привлечь его внимание. Ведь, как известно, некоторые проблемы решаются только после его личного вмешательства.
В рамках первой публикации мы затронем вопрос внешнего облика «культурной столицы», в которой делается ровно всё, чтобы Петербург потерял этот статус.
Исторически сложилось, что Санкт-Петербург впитал в себя культурные слои совершенно разных эпох. Каждая из них по-своему уникальна и придаёт Северной столице свой шарм. Местами до сих пор сохранились целые районы с дореволюционной застройкой, где-то виднеются конструктивистские памятники советской эпохи — а разбавляют всё это новодельные дворцы из стекла и бетона, временами неизвестно зачем прикидывающиеся винтажем.
К большому сожалению, порой сноса не избежать. Далеко не все здания подлежат восстановлению. Однако Петербург, увы, печально прославился тем, что порой в нём безвозвратно исчезают архитектурные памятники, которые при бережном подходе можно было восстановить или отреставрировать.
Но градоначальники, видимо, считают, что это ни к чему.
В 2019 году, по подсчётам портала «Канонер», было снесено более 25 зданий. Далеко не все из них несли в себе историческую ценность, какие-то были недостроями. Однако, что гораздо важнее, целый ряд зданий сносился незаконно.
2020 год тоже «балует» в этом плане. К примеру, в конце ноября на месте трёхэтажки 1909 года постройки возвели жилой дом. А всё потому что по документам прежнее здание было построено «до 1937 года», то есть числилось советским. А значит, ни сохранения, ни восстановления требовать нельзя.
Наиболее показательной в 2020 году стала история вокруг СКК «Петербургский». Ряд депутатов и общественников требовали сохранения здания, однако добиться присвоения уникальному строению охранного статуса не удалось. Перспективы демонтажа привели к протестам. А в первый же день сноса здания погиб рабочий. По некоторым данным, к трагедии могла привести именно спешка при демонтаже крыши.
Список снесённых исторических домов большой. Справедливости ради отметим, что некоторые из них всё же успевают получить статус, защищающий от уничтожения. Но далеко не все. И многие из них влачат жалкое существование.
В этом году внезапно активизировался анонимный петербуржец, по неведомой причине возненавидевший советские вывески. Он подал более 7,5 тысяч жалоб на портале «Наш Санкт-Петербург». За относительно непродолжительное время он пожаловался практически на все вывески советской эпохи, сохранившиеся в городе. Часть объектов уже успели уничтожить.
Между тем куратор Московского музея дизайна Азат Романов оценил историческую ценность ленинградских вывесок. И многие из них составляют единый художественный образ со зданиями, на которых располагаются.
Борьба продолжается до сих пор. В октябре 2020 года депутаты петербургского Закса неожиданно поддержали запрет на уничтожение оставшихся в городе вывесок советского периода — и даже сдвинуть период «амнистии» для них к 1996 году, когда в Северной столице был принят первый регулирующий эту сферу закон.
Тем не менее, советских вывесок в Петербурге становится всё меньше. А значит, исчезает ещё один культурный пласт. Медленно, но верно.
Петербург вполне себе мог бы претендовать на звание столицы граффитистов. Почему бы и нет? Рисунки некоторых художников и арт-объединений (таких, как @myhoodisgood или @nadya_o) прекрасно заменяют собой безликие стены электрических будок, украшают фасады не носящих исторической ценности зданий.
Но в Смольном, кажется, решили дать этому бой. Множество уличных рисунков было попросту уничтожено. Портрет Цоя, граффити с самоизоляционным динозавром, прочие остросоциальные рисунки — всё скрывается под неутомимыми валиками коммунальщиков.
Дошло до того, что одно из сообществ разработало AR-приложение, которое позволяет в режиме дополненной реальности увидеть, какое граффити было на фасаде — и которого там больше нет. В Смольном к граффити, судя по всему, относятся с презрением. Хотя уличная живопись могла бы стать прекрасным украшением Северной столицы и одним из многих её фирменных знаков.
Подводя итоги, мы бы задали Владимиру Путину такой вопрос:
Владимир Владимирович! В Петербурге сносят исторические здания, в том числе дореволюционной эпохи! Уничтожают советские вывески, которые размывают советский культурный слой! Наконец, всеми силами противодействуют созданию культурного слоя современной эпохи — граффити! А Петербург точно всё ещё культурная столица?