Posted 8 июня 2021, 12:56

Published 8 июня 2021, 12:56

Modified 16 сентября 2022, 20:45

Updated 16 сентября 2022, 20:45

Кто и кому заплатит за яйца в России?

8 июня 2021, 12:56
Цены на яйца в России продолжают расти. И, судя по всему, в этом есть вина ритейлеров. Которые готовы платить бешеные дивиденды. Денег, видимо, много.

Ну, то есть понятно, что покупатель в магазине, но не только он. Потому что на рынке пищевых продуктов сложилась совершенно дикая ситуация, которую никто разруливать всерьёз не намерен, так как для этого надо перекраивать жесточайшими мерами всю систему торговли.

С точки зрения большинства госорганов у нас, на самом деле, всё в порядке. Раз в неделю какое-нибудь из ответственных ведомств выпрыгивает с заявлением, что все хорошо, прекрасная маркиза, и рост цен не выше инфляции. Им, видимо, кажется, что кто первый кукарекнул эту волшебную формулу, тому уже и не предъявят.

На деле же происходит совсем другое. Даже виртуальная, не имеющая отношения к реальности инфляция Росстата, это 0,2% в неделю. А яйца, например, дорожают на 0,5% (и это после резкого скачка в 2020 году).

А знаете, как у нас яйцами торгуют? Очень цивилизованно – на электронных торгах. А кто проводит эти торги? Торговые сети их проводят. В режиме редукциона. То есть они объявляют некоторую уже очень низкую цену, а производители начинают соревноваться друг с другом за право попасть со своей продукцией в магазин, снижая цену ещё и ещё.

На выходе средняя цена, по которой торговые сети получают яйца, - 28-35 рублей за десяток, средняя себестоимость для производителя в районе 50 рублей, а средняя цена на магазинной полке уже 80-90. Виновата, как справедливо заметил премьер Мишустин, жадность. Только он считает жадными производителей, а жадничают здесь (и это ещё очень мягкое слово – «жадничают», вместо него надо бы что-то типа «охренели от безнаказанности») совсем не они.

По итогам крупные ритейлеры фиксируют бешеный рост выплаченных акционерам за 2020 год дивидендов. Х5, например, - на 70% без малого. А «Магнит» без малейшего стеснения заявляет, что заплатит акционерам не менее 50 млрд руб., потому что выросла рентабельность. Ещё бы ей не вырасти, когда непосредственный производитель загнан под лавку и эту саму рентабельность вынужден прямиком класть в карман торговому монополисту.

Почему производители идут на продажи ниже себестоимости? А куда они денутся. Яйца – продукт скоропортящийся. Можешь продать хоть за сколько-нибудь и надеяться на будущее, а можешь выкинуть и понести дополнительные расходы на утилизацию. Соответственно, производители живут по принципам товарища Сухова «лучше, конечно, помучиться», но государству жалуются потихоньку.

И что же государство в ответ? Минсельхоз предложил производителям перейти от электронных торгов к прямым поставкам, в которых цены будут фиксированы, минимум, на год.

Блестящая идея. Во-первых, какой же смысл фиксировать цену, если она всё время растет? Во-вторых, не производители решают, по каким контрактам торговые сети будут с ними работать. Производитель может хотеть хоть прямых контрактов, хоть кривых, хоть сложноизогнутых, но заключать будет то, что ему торговая сеть скажет. Но торговой сети Минсельхоз ничего не предлагает.

Фактически это роспись в импотенции: проблема решения не имеет. Но, конечно, платить в той или иной форме «господдержки» придётся. И эта плата для государства значительно более простая и дешёвая издержка, чем навести наконец порядок с потерявшими берега торговыми монополиями.

Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».

Подпишитесь