Posted 18 июня, 18:34

Published 18 июня, 18:34

Modified 18 октября, 18:50

Updated 18 октября, 18:50

Поверхность Луны

Ученые о суровой атмосфере Луны: новые достижения

18 июня 2024, 18:34
Фото: Фрагмент видео. Поверхность Луны
Условия на Луне суровы: 126 градусов Цельсия днем сменяются 138 градусами со знаком минус. Однако современные луноходы могут выдержать лишь такие условия лишь в течение небольшого периода времени.

Но если человечество намеревается установить постоянное присутствие на Луне, астронавтам понадобится более адаптируемое оборудование. Поэтому исследователи находятся в поисках новых решений, пишет popsci.com.

Инновационная идея конструкции лунохода

Существующие системы изоляции лунохода обычно используют дорогие нагреватели либо пассивные клапаны с более низким КПД, присоединенные к петлевым тепловым трубкам (LHP) для регулирования температуры. Чтобы решить эту проблему, группа инженеров из Университета Нагои и Японское агентство JAXA разработала промежуточное устройство с тепловым переключателем. Оно может функционировать в режимах охлаждения и нагрева бортового электронного оборудования лунохода. Прототип сочетает в себе LHP и EHD — электрогидродинамический насос, создавая невероятно эффективное маломощное устройство.

Масахито Нисикавара, соавтор статьи и ведущий исследователь, назвал такую ​​технологию необходимой для постоянного исследования Луны.

В течение дня луноход активен, а электронное оборудование выделяет тепло. Так как в космосе нет воздуха, оно должно рассеиваться, рассказал Нисикавара. «В самые холодные ночи электронику нужно изолировать от внешней среды, чтобы она не переохладилась».

Чтобы преодолеть эти препятствия, новое устройство терморегулирования сначала использует фазосдвигающий хладагент внутри своего LHP во время жарких лунных дней. Когда жидкость испаряется, сопутствующее ей тепло выделяется через радиатор марсохода. Во время лунных ночей включается насос, вырабатывающий электрический ток с помощью жидкости. Это создает магнитное поле, оказывающее достаточное давление, чтобы блокировать движение хладагента в LHP. При этом электроника марсохода остается полностью изолированной от минусовых температур, расходуя при этом лишь небольшое количество энергии.

Не только для изучения Луны

Этот подход не только обеспечит выживание марсохода при слишком высоких или слишком низких температурах, но и минимизирует затраты энергии, что очень важно в среде с ограниченными ресурсами, пояснил Нисикавара.

Новая система, скорее всего, не будет ограничиваться луноходами. Подобные устройства смогут применяться в более крупных транспортных средствах, а также космических кораблях.

Подпишитесь