Modified 10 сентября, 02:28

Updated 10 сентября, 02:28

Анимированная модель нотозавра

Эта гигантская рептилия когда-то пересекала древний океан (видео)

17 июня 2024, 17:26
Фото: Фрагмент видео
Анимированная модель нотозавра
В современных океанах морские черепахи, морские игуаны, морские крокодилы и морские змеи являются основными представителями рептилий среди множества млекопитающих и рыб. Так было не всегда: ископаемые свидетельства показывают, что около 252 миллионов лет назад в морях доминировали рептилии.

Недавно международная группа ученых обнаружила старейшую окаменелость морской рептилии в Южном полушарии. Найденный позвонок принадлежал морскому существу, похожему на дракона. Окаменелость обнаружили в потоке на южном острове Новой Зеландии. Подробности этого открытия опубликованы в научном журнале Current Biology, пишет popsci.com.

Когда рептилии правили морями

За миллионы лет до того, как по Земле бродили динозавры, царями земных морей были рептилии.

Самой разнообразной и геологически дольше всех сохранившейся группой этих вымерших морских рептилий являются зауроптеригии. Их эволюционная история насчитывает более 180 миллионов лет. К зауроптеригам относились плезиозавры с длинной шеей, которые выглядели подобно Лохнесскому чудовищу.

Нотозавры былы далекими предшественниками плезиозавров. Они были примерно 7 метров в длину, использовали четыре веслоподобные конечности для плавания. Также у них были уплощенные черепа с тонкими коническими зубами во рту, которые использовались для ловли рыбы и кальмаров.

Нотозавр, позвонок которого был обнаружен исследователями, жил во времена, когда современная Новая Зеландия располагалась на южном полярном побережье огромного океана под названием Панталасса. Когда около 250 миллионов лет назад массовое опустошило морские экосистемы, выжившие рептилии нашли возможности в океанах Земли.

Ученые нашли доказательства этой гипотезы на арктическом острове Шпицберген, на северо-западе Северной Америки и на юго-западе Китая. Окаменелость позвонка нотозавра, рассматриваемая в исследовании, является одной из последних находок этого периода времени и может пролить новый свет на историю древних морских рептилий Южного полушария.

Новый взгляд на находку

Новозеландский нотозавр был первоначально обнаружен во время геологических исследований в 1978 году, замурованный в валуне ручья у подножия горы Харпер на Южном острове Новой Зеландии. Важность этого открытия не была полностью осмыслена до тех пор, пока группа палеонтологов из Австралии, Восточного Тимора, Норвегии, Новой Зеландии и Швеции не объединилась для изучения и анализа позвонка и других окаменелостей.

«Нотозавр, найденный в Новой Зеландии, более чем на 40 миллионов лет старше, чем ранее известные окаменелости зауроптеригов из Южного полушария», — заявил Бенджамин Кир, соавтор исследования и палеонтолог из Музея эволюции в Уппсальском университете в Швеции.

Возраст самых старых известных окаменелостей нотозавров составляет около 248 миллионов лет. В основном они были обнаружены вдоль древнего северного низкоширотного пояса, который простирался от отдаленных северо-восточных до северо-западных границ океана Панталасса.

Серфинг в океане Панталасса

Палеонтологи до сих пор спорят о происхождении, распространении и времени прибытия нотозавров в эти отдаленные районы. Некоторые теории предполагают, что они либо мигрировали вдоль северных полярных берегов, либо плавали по внутренним морским путям, либо использовали течения, чтобы пересечь океан Панталасса. Теперь новая окаменелость нотозавра бросает тень на эти гипотезы.

«Используя откалиброванную по времени эволюционную модель глобального распространения зауроптеригов, можно доказать, что нотозавры возникли вблизи экватора, а затем быстро распространились как на север, так и на юг. Это происходило в то же время, когда сложные морские экосистемы восстанавливались после катастрофического массового вымирания, которое положило начало эпохи динозавров», — сказал Кир.

Когда началась Эра Динозавров, Земля переживала экстремальный период глобального потепления. Теплые температуры позволили этим морским рептилиям процветать на Южном полюсе Земли. Кир и его команда полагают: древние полярные регионы, вероятно, были основным маршрутом самой ранней глобальной миграции нотозавров.

Чтобы подтвердить это, необходимы дополнительные исследования, и они могут быть получены в результате раскопок большего количества останков этого древнего реального морского дракона.