Modified 14 июня, 09:34

Updated 14 июня, 09:34

Ученые доказали: шмели способны учиться друг у друга

14 июня 2024, 09:30
Биолог Ларс Читтка из Университета Королевы Марии в Лондоне доказал, что необычайные когнитивные способности крошечных существ — это не научная фантастика. В исследовании команды ученых были открыты удивительные факты о жизни шмелей.

Культура — это не только про людей

Что такое культура? В издании psychologytoday.com её определили как долгосрочную передачу информации от одного поколения к другому, но не через гены. Информация в этом случае передается посредством социального обучения. Читтка и его команда обнаружили, что шмели действительно могут учиться друг у друга.

Но что такое «кумулятивная» культура? Это означает, что вид может строить свое поведение на основе того, чему научились предыдущие поколения. Он аккумулирует знания и навыки и может их развивать. До недавнего времени считалось, что это уникальная способность человека. Теперь есть некоторые доказательства того, что шимпанзе могут делать это при определенных обстоятельствах, как и шмели.

Как проводилось исследование

Для шмелей исследователи построили двухступенчатую коробку-головоломку с раствором сахарозы в качестве награды за желтую мишень. Чтобы получить награду, насекомым нужно было сделать две вещи в правильном порядке: сначала переместить синюю вкладку, а затем нажать красную вкладку. Важно отметить, что за перемещение синей вкладки не было никакой награды, из-за чего насекомым было очень трудно освоить задание. Исследователь предлагал им эту коробку-пазл более двух недель, но ни один шмель не смог освоить задание самостоятельно.

Следующим шагом было обучение демонстрантов, но это вызвало некоторые трудности. Основная проблема заключалась в том, что шмели, как правило, не желали выполнять действия, которые не были напрямую связаны с вознаграждением или которые больше не вознаграждались. Поэтому под синей вкладкой пришлось добавить еще одну временную награду, которая позже была удалена.

В конце концов, исследователям удалось научить пчел-демонстраторов перемещать синюю вкладку, а затем нажимать красную. Затем обученного демонстранта поставили в пару с наблюдателем. Им было разрешено собирать пищу на трех закрытых коробках-головоломках в течение 30–40 сеансов продолжительностью около 20 минут каждый. Затем исследователи протестировали шмелей-наблюдателей в обучающих испытаниях, в которых они не были вознаграждены. Оказалось, что 5 из 15 наблюдателей прошли тест на обучение, доказав, что они выучили все задание от демонстратора.

Выводы ученых

Это показывает две вещи: во-первых, эта задача действительно сложна для шмелей, и, во-вторых, они способны учиться у своих сородичей. Интересно, что маленькие насекомые превзошли больших синиц, которых тестировали в аналогичном задании. Однако птицы не научились полному двухэтапному поведению у демонстратора.

Авторы исследования пришли к выводу, что шмели способны социально обучаться поведению. Другими словами, кумулятивная культура присуща не только людям.