Posted 1 марта 2021, 15:05

Published 1 марта 2021, 15:05

Modified 15 сентября 2022, 22:06

Updated 15 сентября 2022, 22:06

Зачем депутат Никешин ликвидировал личный фонд «Ульянка»?

1 марта 2021, 15:05
В 2019 году фонд «Ульянка» ликвидировали его учредители. С какой целью это было сделано, до сих пор неясно.

Фонд «Ульянка», учредителем которого является депутат петербургского ЗакСа Сергей Никешин, был ликвидирован его приближенными в 2019 году во время муниципальной избирательной компании. Необходимость в уничтожении юрлица могла быть продиктована намерением скрыть финансовые следы, указывающие на возможные финансовые махинации, в том числе с бюджетными средствами города в рамках распределения «депутатской поправки».

Кировский районный суд Санкт-Петербурга 28 августа 2019 года вынес решение о ликвидации «Регионального общественного фонда «Ульянка» по обращению самих участников фонда Юрия Филимонова, Татьяны Егоровой и Нины Волковой. На первый взгляд это заурядное событие, на которое бы многие не обратили внимание. Ведь мало кому интересно ликвидация какого-то неизвестного юрлица.

Между тем, его закрытие имеет значение, так как указывает на предпринятые попытки заметания следов финансовых махинаций. Это предположение становится весомей, если обратить на принадлежность фонда, некоторые нюансы его работы и момент ликвидации.

«Фонд Ульянка» был учрежден в 1992 году действующим и поныне депутатом ЗакСа Сергеем Никешиным для реализации различных социальных проектов. За все время существования юрлица его управляющий состав неоднократно менялся. Неизменным оставалось лишь одно – приближенность директората к самому депутату поличным или бизнес-связям (деятельность ГК «Двадцатый Трест» и связанных с ней компаний) с одновременным заниманием управляющих постов в муниципальном округе «Ульянка».

К слову, МО входит в 18 округ, который считается вотчиной Сергея Никешина. Долгие годы его выдвижение в ЗакС Петербурга проходило именно при поддержке подконтрольных МО, в том числе «Ульянки». Так, ранее управляющим фондом был один из учредителей ныне ликвидированного ЗАО «Корпорация Двадцатый трест» Николай Киселев, который до 2019 года также занимал должность главы МО «Ульянка», а на данный момент является депутатом в округе. Впоследствии исполнительным директором фонда стала Татьяна Егорова - жена умершего Сергея Егорова, который долгое время был соратником Никешина. Сейчас она также является депутатом «Ульянки». При этом Егорова и Киселев – экс-работники ЗакСа.

Из данных открытых источников известно, что фонд при координации с руководством МО «Ульянка» выполнял социальную функцию, работая с местным населением и оказывая помощь малообеспеченным семьям,трудоустраивая молодежь и организовывая праздники. Однако, как неоднократно указывали СМИ, часто возникал вопрос источников финансирования юрлица и реального использования денежных средств. Никто не понимал, откуда у фонда деньги, и как они тратятся на самом деле.

Ситуацию с бюджетом юрлица в 2014 году частично прояснил бывший мундеп МО «Дачный» - Андрей Палевич. В беседе с изданием «Закс.ру» депутат заявлял, что фонд «Ульянка» использует средства из бюджета города, полученные в рамках распределения «депутатской поправки» (механизм внесения коррективов в бюджет города для распределения 2% процентов на цели, указанные депутатами – прим.ред). По словам мундепа, на выборах 2002 года деньги фонда Никешин использовал для собственной избирательной кампании, что и помогло снова занять депутатский пост в третьем созыве.

Выходит, фонд как частная структура, контролировался депутатом ЗакСа, а также его приближенными. Но неужели для ведения деятельности использовались средства городского бюджета, которые предположительно сам Никешин себе и направлял в рамках деппоправки и, при необходимости, использовал в собственных целях? Нельзя исключать, что средства города в частном порядке использовались вплоть до ликвидации юрлица, либо фонд эксплуатировали в иных нелегальных схемах? Учитывая репутацию Никешина, сложившуюся еще в конце 90-х и начале нулевых, это вполне возможно.

Фонд был закрыт в 2019 году во время новой муниципальной избирательной компании. Учитывая то, как сложились выборы – в МО «Ульянка» произошла ротация депутатов, сместившая с управляющих позиций ставленников Никешина - приближенные парламентария, вероятно, заранее спрогнозировали поражение и ликвидировали юрлицо. Таким образом, был перекрыт доступ новому руководству МО к финансовой составляющей деятельности фонда.

В том случае, если бы новые депутаты МО «Ульянка» обнаружили следы махинаций или документы по пересылке средств от депутатской поправки Никешина в связанные с ним структуры, в том числе коммерческие и зафиксировали факт использования в личных целях, то это могло бы привести к уголовному делу. По действующему законодательству, использование бюджетных средств от деппоправки в рамках собственных коммерческих структур могут квалифицироваться как мошенничество либо взяточничество. Петербургский ЗаКС уже неоднократно оказывался в эпицентре скандалов, связанных с коррупцией и хищением средств при распределении средств от «депутатской «поправки», а парламентарии оказывались на скамье подсудимых и получали реальные сроки.

Отметим, депутата Сергея Никешина ранее уже подозревали в освоении средств от депутатской поправки, которую, к слову, именно он как инициативу работы политиков с электоратом и пролоббировал Анатолию Собчаку. Как писал ранее «ЗакС.ру», в 1996 году Никешин выделил 4 миллиарда рублей на организацию отдыха ветеранов, работников образования, культуры и СМИ на испанском курорте Аликанте. При этом медиа в то время упоминали, что по странному стечению обстоятельств, именно в Аликанте фирма Сергея Николаевича владела недвижимостью.

Напомним, на 5 лет лишения свободы и выплате многомиллионного штрафа за получение взятки в размере 4,8 миллиона рублей в 2018 году была осуждена депутат парламента V созыва Светлана Нестерова. В ходе следствия было установлено, что политик в обмен на «откат» пообещала руководству двух фирм помощь в получении 30 миллионов рублей из бюджета города на проведение экскурсий и организацию питания для пенсионеров Красногвардейского района Петербурга. Подразумевалось направление средств как раз в рамках деппоправки.

Однако зачастую забывается, что руководителями фирм – «Эдельвейс» и «Солнечный ветер», от которых предполагалось получить взятку, являлись помощницы Светланы Нестеровой – Татьяна Китова и Вера Шишкина. В рамках судебного разбирательства они получили условные сроки.

Аналогичную схему «с получением взятки» за обещание помочь с заключением госконтрактов и направлением средств от деппоправки на поставку медоборудования в больницы Петербурга, в июле 2020 года был арестован депутат ЗакСа Роман Коваль. В декабре политик дал признательные показания о проведении махинаций с денежными средствами. Одновременно с ним к уголовной ответственности привлечен и его помощник Андрей Гришин.

Подпишитесь