Дача знаменитого ювелира Карла Фаберже в Левашове отличалась роскошным интерьером и архитектурным величием. В начале XX века особняк прозвали «малым Эрмитажем» — внутри дома хранились антикварные вещи, живописные полотна, редкие марки и драгоценности, а расположенный на территории дачи парк считали образцом ландшафтного дизайна.
Сейчас же дача Фаберже представляет собой разрушенные временем и разграбленные варварами постройки. Несмотря на то что усадьба считается памятником архитектуры федерального значения, спасать ее пока никто не торопится.
Так, за время использования дачи Горным университетом, который в свою очередь обещал восстановить особняк, из дома были похищены ценные элементы интерьера, само же здание претерпело еще большие разрушения. Сейчас за памятник отвечает структура Минкульта - Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.
В начале июня АУИПИК обещало начать консервацию здания осенью 2019 года, но на сегодняшний день агентство лишь заключило контракт с тюменской компанией «Айра Торрес» по оценке рыночной стоимости права пользования и владения «Дачи Фаберже» по договору аренды. Между тем закончить ремонт и реставрацию памятника АУИПИК должно к июню 2022 года.
Как роскошная усадьба превратилась в заброшенное здание
В 1906 году дача Фаберже была деревянным двухэтажным домиком на высоком гранитном цоколе с флигелем. Ее построили по проекту архитектора Карла Шмидта. В 1907 году Карл Фаберже передал дом своему сыну Агафону, который решил перестроить здание.
По проекту архитектора Ивана Гальнбека всего за год дача превратилась в респектабельный особняк в стиле модерн, состоявший из трех частей: деревянного корпуса (проект Шмидта) и пристроенных к нему каменного здания с парадной лестницей и обширным залом, а также каменного флигеля.
На белоснежном фоне стен выделялись темные гранитные колонны портика у парадного подъезда, над которым располагался балкон с ажурным кованым ограждением. Первоначальный вход на восточном фасаде преобразовался в огромное окно музыкального салона. На первом этаже усадьбы были гостиная, танцевальный зал, столовая и оранжерея, на втором находились спальни и ванные, украшала дом мраморная лестница. Также на даче была собственная электростанция.
Нельзя не сказать о прилегающем к особняку парке с прудом, фонтаном и «зелеными часами», представляющими собой высаженные по кругу ели с дубом в центре. Парк был образцом ландшафтного дизайна.
Современники прозвали дачу Фаберже «малым Эрмитажем», так как в своих стенах она хранила уникальные собрания драгоценных камней и марок, антикварную мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронзу, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры. Внутренняя отделка дома была насыщена лепным и резным декором, голландскими печами и камином, облицованным изразцами XVIII века.
Однако прожила семья Фаберже в усадьбе недолго. В 1918 году на Агафона Фаберже донесли в Петроградское ЧК о том, что якобы в доме хранятся украденные царские предметы и мебель из Зимнего дворца. Тогда владелец усадьбы доказал, что вещи он купил у графа Бенкендорфа, когда тот временно проживал в Зимнем дворце, и вывез их с разрешения дворцового коменданта в сентябре 1917 года.
Позже дачу Фаберже три раза обыскивали, после чего Агафон тайно отправил жену и пятерых сыновей в Финляндию, а сам остался в Петрограде, рассчитывая отправить часть драгоценностей, хранившихся в тайнике, за границу. Но через полгода Фаберже был арестован по доносу.
После отбывания срока ему все же удалось переправить часть своего имущества и коллекцию марок в Хельсинки, а в 1927 году он навсегда покинул Россию, воссоединившись с семьей в Финляндии.
Пока владелец дачи находился в концлагере, его усадьбу заняли красноармейцы. Как следует из записок специалистов по охране памятников, особняк разграбили и разрушили.
«…внутренности этого прекрасного дома представляют из себя картину полного разрушения и дикого вандализма. <…> Все положительно разграблено, печати все сорваны, все выворочено, сломано, на части оставшейся мебели срезаны материя и кожа. Словом, охранять там больше нечего. В течение последних месяцев через дом прошло более двух тысяч красноармейцев, имевших в доме временную стоянку…», — из докладной записки сотрудника отдела охраны памятников и старины Наталии Бараш от 3 июня 1919 года.
Также о том, что военные нанесли значительный урон даче Фаберже, сообщал в своей докладной записке от 18 сентября 1919 года сотрудник отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Б.Н. Молас – «трудно себе представить, до какой степени жившей на даче Фаберже воинской частью была изуродована и покалечена вся без исключения богатая и высокохудожественная обстановка. Все картины проткнуты штыками; вся обивка с мебели сорвана; все инкрустированные и мозаичные столы и в особенности многочисленные стилевые (Людовик XVI), комоды, шкафы, шифоньеры и бюро исковерканы; все книги ободраны, то есть без переплетов и иллюстраций, а большинство разодрано на кусочки».
Кроме того, красноармейцы нашли в доме изолированную комнату и вместе с представителями райкома партии и Петроградского укрепрайона вскрыли ее. В тайнике нашлись драгоценности и изящные предметы интерьера. Комитет обороны изъял найденное без составления акта и без описи. Судьба хранившихся в тайной комнате вещей до сих пор не известна.
После изъятия драгоценностей дачу Фаберже отдали под дом отдыха для работников НКВД. В Великую Отечественную войну в усадьбе располагался госпиталь, а также офицерский детский санаторий. Затем с 1958 года в особняке было детское учреждение Академии тыла и транспорта Советской Армии. Также известно, что в 1980-х годах на даче случился пожар, из-за которого больше всего пострадала крыша.
В КГИОП newia.ru рассказали, что в 1989 году дачу передали ГлавУОП под комплекс отдыха объединения «Реставратор», но какой-либо информации о реставрации особняка за этот период нет.
Долгие годы дача Фаберже была никому не нужна. Когда-то славившийся архитектурой и внутренним убранством особняк превратился в стремительно разрушающееся заброшенное место. Как пишут некоторые СМИ, интерес к памятнику архитектуры федерального значения проявился в 2006 году. Тогда компания из Москвы заключила договор аренды и планировала начать восстановление усадьбы. Однако арендатор не смог даже расчистить парк, так как в городском бюро регистраций не выдавали документы. При этом в самой компании заявляли, что препятствие в работе связано с интересом чиновников к даче Фаберже.
Как попытка реставрации обернулась утратой ценного декора и интерьера
В 2007 году усадьбу передали в управление Санкт-Петербургскому Горному университету. КГИОП заключил с вузом охранное обязательство, согласно которому пользователь должен был отреставрировать объект до 2014 года.
Также в планах университета было создание на территории дачи собственного музея. Амбиции вуза внушали всем неравнодушным людям надежду на скорейшее предание особняку второй жизни.
КГИОП четыре раза выдавал вузу предписания устранить выявленные нарушения по содержанию дачи. Также были составлены административные протоколы. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск и обязал Горный университет провести работы по сохранению памятника, а также взыскал штраф.
В 2016 году дачу Фаберже изъяли у Горного университета и передали агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры.
В КГИОП рассказали, что сейчас дача находится в неудовлетворительном техническом состоянии. На стенах трещины, деформировались деревянные конструкции, обрушилась часть перекрытий, есть плесень и высолы на стенах. Подвалы захламлены и раскрыты.
«Утрачена и повреждена большая часть остекления фонарей. В доме от стен, потолков, лестниц отслаивается штукатурка из-за многочисленных протечек и обвала конструкций. Также утеряна часть декора»,КГИОП
Историк архитектуры, член петербургских советов ИКОМОС и ВООПИиК, руководитель инициативой группы «Музей семьи Фаберже» Александр Кречмер рассказал newia.ru, что именно украли за время использования дачи Горным университетом.
Среди прочего пропали мраморный камин и балконная решетка из танцевального зала, еще один идентичный камин из парадного вестибюля, витраж и изразцовый камин из бильярдной (библиотеки).
«Кроме того, утрачена часть позолоченных элементов балконной решетки Музыкального салона. Часть печей демонтировали специалисты-реставраторы по керамике. Но в каком состоянии сейчас находятся изразцы – неизвестно. Украден лепной декор на парадной лестнице, в музыкальном салоне и в гостиной в стиле Людовика XV, обрушился плафон в танцевальном зале, повредились двери гардеробной. От воды страдает дубовый наборный паркет. По моим сведениям, КГИОП до сих пор не произвел сверку списка предметов ДПИ. Я предлагал руководству АУИПИК провести сверку совместными усилиями…»,Александр Кречмер.
Кроме того, Александр Кречмер рассказал о том, что в парке гибнет мемориальный дуб, который посадил Карл Фаберже.
Катастрофическим состоянием памятника архитектуры возмущены не только эксперты, но и жители Петербурга. Игорь Сазеев, побывав на даче Фаберже во время экскурсии «Открытого города» был поражен ее плачевным состоянием – «самое обидное – еще 10 лет назад эти здания были во вполне приличном состоянии снаружи и внутри», подчеркнул петербуржец в своем посте, размещенном в группе «Градозащитный Петербург».
В разговоре с корреспондентом newia.ru Игорь Сазеев отметил, что ему небезразлична ситуация, в которой оказалась дача Фаберже.
«Наверное, ректору Горного университета было престижно получить подобный объект. Только вот памятником нужно было реально заниматься, а у него в приоритете, видимо, были другие заботы – политика и бизнес. Как можно было довести, пускай даже бездействием, до такого состояния уникальный памятник архитектуры – в голове не укладывается»,петербуржец.
Отметим, что ректор Горного университета Владимир Литвиненко известен как политический деятель и самый богатый ректор в России. Так, с 2000-х годов он был председателем совета «Наш дом – Россия», после чего стал членом партии «Единая Россия» и в 2000, 2004, 2012 годах возглавлял избирательный штаб кандидата в президенты Владимира Путина по Петербургу. В рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов» он занимает далеко не последние строчки на протяжении 2017-2019 годов. Так, в свежем ТОПе он находится на 112 позиции с состоянием в 900 млн долларов.
Очередная попытка отреставрировать дачу Фаберже
Сейчас памятник архитектуры находится под управлением АУИПИК. В начале июня волонтеры проекта «Открытый город» очистили территорию дачи Фаберже от мусора и провели вырубку ненужной растительности. Тогда руководитель АУИПИКа по СФО Владимир Филановский сообщил, что очистка места от зарослей поможет при дальнейшем обследовании дачи и ее консервации. В пресс-релизе администрации Петербурга также сообщалось, что агентство планирует начать работы по консервации здания уже осенью.
Как сообщили в КГИОП, по заявлению АУИПИК от 27 мая 2019 года выдано задание на проведение первоочередных противоаварийных работ по ремонту и реставрации «Дом жилой» и «Конюшня», входящих в состав памятника.
В настоящее время агентство рассматривает различные варианты приспособления особняка для своевременного использования, в том числе под многофункциональный культурный центр. Также на сайте Союза реставраторов Санкт-Петербурга сообщалось, что план работ по консервации дачи Фаберже могут разработать их эксперты.
Между тем прошло 4 месяца и АУИПИК продолжает рассматривать варианты будущего применения дачи Фаберже. Также 9 сентября агентство разместило на РосТендере аукцион на оказание услуг по оценке рыночной стоимости права пользования и владения дачей Фаберже на правах аренды. Начальная стоимость контракта составляла 91,1 тысячу рублей.
Поучаствовать в аукционе изъявили желание четыре компании. Так аудиторская консалтинговая группа «Новгородаудит» предложили свои услуги за 81,1 тысячу рублей, петербургский технический центр «Геркон» - 70 тысяч рублей, «Центр оценки и экспертиз» Петербурга – 31,5 тысячи рублей, тюменская «Айра Торрес» - 29 тысяч рублей. 19 сентября по итогам аукциона победила компания из Тюмени.
АУИПИИК должно провести ремонт и реставрацию дачи Фаберже до 14 июня 2022 года. Планируемое агентством осеннее начало консервации так и не началось. Как отметил один из источников в сфере градостроительства, «такими темпами от памятника останется только груда битого мрамора от парадной лестницы…»