Posted 26 июля 2019,, 14:56

Published 26 июля 2019,, 14:56

Modified 16 августа 2022,, 20:08

Updated 16 августа 2022,, 20:08

«Они кричат, а их не слышат»: как общественность борется со строительством порта в Приморске

26 июля 2019, 14:56
Люди потребовали признать слушания несостоявшимися, а Приморский УПК «закрыл на это глаза».

Конфликт между жителями Приморска и представителями Приморского универсально-перегрузочного комплекса обострился после общественных слушаний по проекту строительства порта на Балтике.

Местное население категорически против появления УПК, который по их словам, нанесет непоправимый вред экологии и здоровью людей. Как рассказала активистка Лина Епифанцева, на встрече компания презентовала жителям проект, не соответствующий проектной документации. Более того — представленные материалы оценки воздействия на окружающую среду содержат заведомо ложные сведения.

В то, что на территории комплекса уголь и другие грузы будут переваливаться закрытым способом, а при реализации проекта компания создаст инфраструктуру (проведет газ, отремонтирует дороги, установит заправочную станцию), люди не верят.

В конце слушаний люди требовали признать их несостоявшимися. Однако представители Приморского УПК на такое резкое заявление жителей просто «закрыли глаза». Для компании встреча с местным населением, по всей видимости, была формальностью. В подтверждение тому — факт вырубки около 265 га леса под строительство комплекса, проект которого еще даже не прошел государственную экологическую экспертизу.

Почему компания позволила себе начать рубку деревьев еще до одобрения проекта и, на слушаниях, не считаясь с мнением жителей, остается только догадываться. Тактика Приморского УПК свидетельствует о том, что у руководства нет сомнений в получении положительного заключения госэкспертизы, подметила активистка. Чем подкреплена такая уверенность со стороны компании, остается только догадываться. Согласно данным ЕГРП, главные акционеры ООО «Приморский УПК» — Илья Трабер и Рамис Дебердеев. Каждый из них имеет по 26% акций.

Кратко о порте

На сайте компании указано, что они намерены построить первый в Балтийском бассейне глубоководный универсальный морской портовый комплекс – «Приморский УПК» в морском порту Приморск. Грузооборот порта – до 70 млн тонн в год, из которых 25 млн — уголь. Основные виды грузов – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельхозпродукция. В день предусмотрена провозка 1,7 тысячи вагонов. Общая площадь порта должна составить 760 га. Также отмечено, что перевалка сыпучих грузов будет проводиться закрытым способом, что исключит негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический вред

«Это преступление. Однозначно будут выбросы в воздух, воду. Пропускная способность вагонов – 1,7 тысяч в день. Мы посчитали, что вагоны будут проходить туда-обратно мимо домов жителей каждый 15 минут. Люди круглосуточно будут подвергаться шумовому воздействию и дышать угольной пылью», - сказала Лина Епифанцева.

Действительно ли вагоны с углем будут перевозить закрытым способом — покажет время. Однако нужно отметить, что уголь в закрытом помещении пожароопасен. В экологический способ перевалки угля местное население не верит и на компромиссы не собирается идти, подчеркнула активистка.

Позиция людей неизменна – они против строительства порта. Они не хотят верить общениям компании по поводу создания инфраструктуры, которая предусматривает проведение газа, нормального водоснабжения, установки заправочной станции, ремонта дорог.

«Они также сообщили о строительстве жилого блока для сотрудников УПК. Однако в проектной документации об этом нет ни слова. Более того, там четко сказано, что никаких объектов инфраструктуры не предусмотрено», - заявила Лина Епифанцева.

«Это экологическая катастрофа. Происходит все прямо под Санкт-Петербургом. К нам хотят привезти всю промышленную зону» — активистка Лина Епифанцева

В случае строительства портового комплекса, три населенных пункта: Карасевка, Ермилово и Балтийское с общим населением около 1,5 тысячи человек, окажутся окруженными промышленной зоной. Кроме того, в непосредственной близости от планируемой площадки находится Приморск с населением около 6 тысяч человек. По словам активистки, на территории и так достаточная антропогенная нагрузка – в Приморске уже действует нефтеналивной порт «Транснефти» с объемами перевалки нефти и нефтепродуктов в 50 млн тонн в год. Периодически происходят разливы нефти, балластные воды сливаются прямо в залив, а очистные сооружения так и не установили. Также ранее специалистами было зафиксировано превышение ПДК, запах сероводорода и нефтепродуктов каждое утро чувствуется в Карасевке, Балтийском, Ермилово и Приморске. Порт построили в начале нулевых.

Абсурдность слушаний

Организовала общественные обсуждения администрация Выборгского района. При этом самих представителей власти на встрече почти не было. Лина Епифанцева сообщила, что когда местные жители пришли в зал до начала регистрации участников слушаний, то увидели, что половина зала уже занята, люди стали возмущаться требовать вывести этих людей из зала, к незнакомым гостям подошла женщина и начала раздавать им листки с регистрацией.

«Мы отобрали их у женщины. На листках было указано, что эти люди прописаны в Усть-Луге и Кингисеппе. Таким образом, мы поняли, что Трабер, у которого в Усть-Луге уже есть порт, привез сюда своих сотрудников, чтобы нашим жителям не достались места. В итоге около 200 человек не смогли попасть на слушания и наблюдали его трансляцию по экрану на улице. Обратиться по этой ситуации было не к кому. Сотрудники администрации Выборгского района отсутствовали, полиция нам отказала вывести этих людей», - рассказала активистка.

Большую часть времени обсуждений заместитель гендиректора предприятия по проектированию Дмитрий Темкин презентовал проект. На весь зал было два микрофона, при этом дать высказаться местным жителям не давали. В конце концов людям все же удалось заполучить микрофон. От общественности выступили эколог, ботаник и биолог. Они, заранее ознакомленные с ОВОС, отметили, что порт возводить нельзя, так как документ основан на недостоверных сведениях и вводит в заблуждение: в том числе в материалах использованы подложные документы.

«У нас есть сведения о том, что если бы в ОВОС использовались настоящие документы, то шансов на прохождение экологической экспертизы у компании не было бы», — подчеркнула Лина Епифанцева.

Активисты потребовали признать слушания несостоявшимися. Их аргументы — не было самого объекта слушания, легитимной оценки воздействия на окружающую среду. «Складывается впечатление, что они заранее знают, что пройдут экспертизу», — добавила активистка.

Теперь Приморский УПК должен доработать проектную документацию с учетом всех замечаний местного населения и направить ее на экспертизу. По графику компания планирует начать строительство порта в январе 2019 года и ввести его в эксплуатацию в 2022 году.

«Мы против УПК. По сути, с учетом нашей позиции они должны вообще отказаться от реализации проекта. Но верится в это с трудом. Они закрыли глаза на то, что мы просим признать слушания несостоявшимися. Все это просто абсурд», — отметила Лина Епифанцева.

Общественность продолжит бороться с инвестпроектом по строительству Приморского УПК. В настоящее время активисты собрали 2 тысячи подписей местных жителей против строительства. Материал направлен в Минприроды и прикреплен к протоколу слушаний. На Change создана петиция, требующая остановить возведение портового комплекса. На данный момент ее подписали около 7 тысяч человек. Также готовится обращение жителей Приморского городского поселения к президенту РФ Владимиру Путину о прекращении реализации этого проекта.

"