Posted 23 февраля, 10:44

Published 23 февраля, 10:44

Modified 23 февраля, 10:46

Updated 23 февраля, 10:46

Почему африканцам труднее всех путешествовать по Африке?

23 февраля 2024, 10:44
Владельцы африканских паспортов сталкиваются с множеством препятствий для путешествия по родной стране, нежели обычные туристы

«Я листал социальные сети, когда мое внимание привлек пост» — рассказывает историю своего путешествия Кэри Барака.

«Одна туристическая компания, о которой я никогда не слышал, организовывала автомобильную поездку по семи африканским странам. Эта поездка начнется в Найроби, Кения, затем направится в Танзанию, Малави, Замбию, Зимбабве, Намибию и Ботсвану.

Цены были разумными, поэтому я внес задаток, отбросив опасения как по поводу того, что придется провести несколько недель с группой незнакомых людей.

Несколько месяцев спустя, в августе, я ехал в грузовике с незнакомцами. Был поздний вечер и мы мчались по пустыне Калахари на севере Ботсваны, солнце в небе напоминало пылающий шар, а единственными видимыми обитателями песка пустыни были кустарники, дикие лошади и стада слонов.

Из динамиков грузовика лилась музыка, смесь популярных кенийских песен начала века и нигерийских мегахитов. Страны, в которые мы направлялись, были выбраны в основном потому, что все они были англоговорящими и предоставляли кенийцам безвизовый режим — пересечение границы было простым.

Один из туристов упомянул, что в Нигер недавно произошел государственный переворот, который привел к закрытию границ страны. Что произойдет, если человек отправится в путешествие по Западной Африке, а затем произойдет государственный переворот? Пришлось бы пассажиру никогда не возвращаться домой? Мы посмеялись над абсурдом, реальность такова, что любой африканский путешественник думал о трудностях путешествия в качестве африканца.

Через несколько месяцев после моего путешествия я поговорил с Аннели Дуглас, научным сотрудником Университета Претории в Южной Африке, которая изучала путешествия по Африке. Она отметила, насколько проще приезжим с Запада получить визы в Африку, чем африканским путешественникам посещать свои страны.

«Иногда путешественникам приходится преодолевать большие расстояния, чтобы подать заявление на визу, или может даже не быть представительства страны назначения в родной стране, что вообще затрудняет получение визы», — говорит она. — Кроме того, для западных стран стоимость получения визы в Африку намного дешевле, чем для африканцев, учитывая стоимость местной валюты».

Сэм Маунду, туроператор из Найроби, организующий поездки по Африке, рассказал в чем заключаются эти трудности: «Языковые барьеры, визовые ограничения, дорогие перелеты, африканские направления, не предназначенные для посещения африканцами, большие расстояния, которые приходится преодолевать либо по дороге, либо самолетом, поскольку прямых рейсов часто нет, ситуации с безопасностью в некоторых местах, ощущение, что в других африканских странах нечего смотреть, притеснения со стороны пограничников „.

Одной из основных проблем является различная колонизация африканского народа, отражающаяся на взаимодействие между африканскими странами — есть бывшие португальские, британские, французские колонии.

Владельцы паспортов из Кении, которая была колонизирована Великобританией, в основном могут посещать бывшие британские колонии без визы или с визой по прибытии. Эта общая история также означала, что, поскольку во всех этих странах английский является официальным языком, американским путешественникам будет относительно легко общаться с тамошними жителями.

Во время нашего путешествия по нескольким странам путешественники в основном были обладателями кенийских и угандийских паспортов (Уганда, еще одна бывшая британская колония), и поэтому все страны, в которые направлялись грузовики, были — за исключением Намибии — бывшими остатками Британской империи.

В 2016 году Африканский союз объявил о планах по выпуску паспорта Африканского Союза к 2020 году. Этот паспорт откроет возможность путешествовать по континенту, поскольку большему количеству граждан Африки не понадобятся визы для поездок в другие африканские страны.

Однако, более семи лет спустя выпуск паспорта так и осуществился, чему помешали опасения по поводу безопасности и настроения среди африканских государств. На данный момент лишь несколько африканских стран обязались разрешить приезжим из Африки посещать страну без визы: Гамбия, Бенин и Сейшельские острова; Руанда объявила о планах реализовать это.

Совсем недавно, в декабре 2023 года, вместо введения безвизового режима, который обещал ее президент, Кения объявила, что ей потребуется электронное разрешение на поездку (ETA), чтобы увеличить доходы от посетителей, желающих въехать в Кению.

Безвизовый въезд был отменен для всех других стран Восточной Африки, кроме пяти, а для стран, граждане которых ранее пользовались безвизовым въездом в Кению, были введены новые требования к поездкам и сборы. Для некоторых входные двери вместо того, чтобы быть распахнутыми, были закрыты еще плотнее.

Еще одна проблема заключается в том, насколько дорого путешествовать по Африке. Согласно отчету Всемирного банка за 2013 год, стоимость авиабилетов внутри Африки примерно на 50 процентов дороже, чем в сопоставимых регионах по всему миру.

Авиабилеты из одной африканской страны в другую намного дороже чем рейсы из Африки в Европу и Азию, несмотря на логику, согласно которой чем короче расстояние, тем дешевле должен быть перелет. Фактически это означает, что путешественник из Кампалы, Уганда, сочтет более доступным перелет в Дубай, чем в Мапуту или Мозамбик.

Туроператор Maundu сказал мне, что из-за этого ему сложно предлагать своим клиентам туристические пакеты, включающие другие африканские направления: часто это означает, что стоимость авиабилетов туда и обратно более чем в два раза превышает стоимость всего туристического пакета.

С альтернативным транспортом тоже не все хорошо. Большинство туристов не могут напрямую добраться по железной дороге из Кении в Южную Африку (между Танзанией и Южной Африкой есть сеть роскошных поездов, стоимость которой составляет 19 000 долларов), в то время как в большинстве других регионов континента не только отсутствуют железнодорожные маршруты, но и существующие автобусные маршруты сильно зависят от ужасных дорог.

Нерегулярность или отсутствие внутрирегиональных авиасообщений и внутреннего воздушного транспорта также ограничивает доступ к внутренним направлениям и препятствует продвижению туристических пакетов из нескольких стран, говорит Маунду.

Кроме того, налоговые ставки на одного пассажира в Африке дороже, чем на других континентах: общий налог на одного пассажира составляет около 64 долларов по сравнению с 30,23 долларами в Европе и 29,65 долларами на Ближнем Востоке. Ситуация усугубляется отсутствием единого авиационного рынка, отсутствие которого означает, что тарифы и налоговые ставки в разных частях континента изменчивы.

Вместо того, чтобы вести переговоры с одним центральным органом, авиакомпании, работающие в Африке, имеют дело с отдельными странами, в каждой из которых обычно действуют разные тарифы и требования для въезда.

В Европе, например, создание Европейского общего авиационного пространства (ECAA) в 2006 году привело к снижению цен на авиабилеты по всей Европе, сделав возможным увеличение парка недорогих авиакомпаний, и в то же время увеличило объем рейсов в европейских аэропортах. В этом ключе предпринимались попытки создать единый авиационный рынок и в Африке, но пока безуспешно.

Тем временем африканские путешественники продолжают мечтать и строиться планы поездок».

"