Вы когда-нибудь путали имена своих детей? Изо всех сил пытались вспомнить ключевые даты или год смерти любимого человека? Недавние новости о психических расстройствах президента Байдена вызвали общенациональную дискуссию и публикации в социальных сетях о том, что ошибки памяти на самом деле означают старение мозга.
Эксперты согласны с тем, что память независимо от вашего возраста иногда дает сбой. Наш мозг обрабатывает неисчислимые объемы информации и для хранения всей этой информации просто нет места. И что удивительно, процесс забывания является важным аспектом памяти.
Острота ума всегда была горячей темой, затронувшей президента США. Она приобрела новую актуальность после доклада специального прокурора о том, как Байден обращался с секретными документами. В отчете отмечается, что 81-летнему Байдену было трудно вспомнить годы, когда он занимал пост вице-президента. Помимо прочего, он не помнил точную дату смерти своего сына Бо.
77-летний Трамп тоже борется с провалами в памяти, совсем недавно перепутав бывшего посла ООН Никки Хейли, своего последнего оставшегося соперника в борьбе за выдвижение в президенты от Республиканской партии, с бывшим спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси (штат Калифорния).).
The Washington Post взяла интервью у нескольких экспертов по памяти. Они отметили, что когнитивные способности Байдена и Трампа нельзя оценить на основе эпизодических провалов в памяти. Для реальной оценки состояния мозга человека необходимы формальные оценки. Но они отметили, что провалы в памяти в любом возрасте на удивление нормальны и для большинства людей не являются признаком умственного упадка.
«У большинства из нас постоянно случаются провалы в памяти, — сказал Эрл К. Миллер, профессор неврологии Массачусетского технологического института. — Мы не можем вспомнить, куда положили ключи от машины. Мы не можем вспомнить даты или имена. Но в молодости мы на самом деле не замечаем ошибок. Именно когда люди становятся старше, ошибки в памяти, кажется, приобретают большее значение. Провалы в памяти действительно нормальны на любом этапе жизни».
Шина Джосселин, старший научный сотрудник Больницы для больных детей в Торонто, изучает память рассказала как она работает.
Наш мозг может обрабатывать и удерживать огромное количество информации, но у него есть пределы. Факты, даты и события можно хранить и вспоминать в течение нескольких дней и недель — или даже на протяжении всей жизни. По мере создания новых воспоминаний мозг должен расставлять приоритеты по важным воспоминаниям, что затрудняет запоминание менее важных деталей или событий.
Когда мы сталкиваемся с новой информацией, наш мозг кодирует ее с помощью изменений в нейронах гиппокампа, важного центра памяти, а также в других областях. Эти группы клеток работают вместе чтобы удерживать определенную информацию из памяти, создавая след памяти, известный как инграмма.
Большая часть этой информации забывается, если только она не сохраняется во время консолидации памяти, что часто происходит во время сна, делая воспоминания более стабильными и долговременными. Эти нейроны становятся активными, когда происходит событие и когда вы вспоминаете воспоминание.
В отличие от компьютера, наши воспоминания не являются фиксированными и постоянными. Каждый раз, когда мы получаем доступ к памяти и восстанавливаем ее, она может изменяться. Иногда, когда мы ведем разговоры о каком-то воспоминании или смотрим кадры новостей, связанные с ним, разум может рекомбинировать эти переживания и ошибочно сохранить их как воспоминания.
Вот почему истории, которые мы рассказываем о наших реальных воспоминаниях, могут со временем меняться. Митт Ромни однажды поделился воспоминаниями о юбилее в Детройте, который состоялся еще до его рождения. Хиллари Клинтон однажды рассказала о том, что попала под снайперский огонь в Боснии, но позже признала, что она неверно изложила факты.
«Память никогда не бывает совершенной, даже когда она кажется совершенной», — сказал Миллер. — Мы помним то, что хотим помнить. Это верно для каждого на любом этапе жизни. Если бы мы помнили буквально все, это было бы слишком для нашего мозга. Наш мозг был бы полностью перегружен. У нас всегда избирательная память».
То, что мы помним, имеет тенденцию быть особенным, эмоциональным и считается достойным размышления в наших головах после произошедшего события. Наши воспоминания сосредоточены на историях нашей жизни и на том, что повлияло на нас больше всего. Как следствие, более незначительные детали часто упускаются из виду.
Наши несовершенные воспоминания — это цена, которую мы платим за систему памяти, адаптированную к вещам, которые мы хотим запомнить в нашей повседневной жизни.
«Нам не нужна система памяти, которая будет кодировать каждую деталь нашего опыта и сохранять ее с течением времени», — сказал Дэниел Шактер, профессор психологии Гарвардского университета и автор книги «Семь грехов памяти», в которой рассказывается о распространенных способах забывания или искажения наших воспоминаний.
«Возможными последствиями сохранения каждой детали могут быть очень загроможденный разум и неспособность разобраться в реальных переживаниях, — сказал Шактер. — Тот факт что мы не сохраняем каждую деталь жизни делает нас склонными к забвению, но в целом хорошо, потому что в конечном итоге мы запоминаем только самые важные вещи».
По словам Джосселин, забывание позволяет нам с возрастом извлекать важные знания из нашего опыта:
«Мы склонны упускать из виду второстепенные вещи, чтобы извлечь важные принципы. Вместо того чтобы запоминать время и детали мы запоминаем концепции и обобщенные принципы».
«Совершенно очевидно, что с возрастом происходит ряд изменений в когнитивных способностях, которые являются лишь частью старения», — сказал Брэдфорд Дикерсон, профессор неврологии Гарвардской медицинской школы, который изучал людей с повышенными когнитивными способностями.
Снижение способности думать и запоминать среди пожилых людей является широко распространенным явлением. В когнитивном плане у 80-летнего человека не так хороши дела, как у 20-летнего.
«Необузданная сила нашей памяти, как правило, достигает пика в начале двадцатых годов, — сказал Томас Вишневски, профессор неврологии, патологии и психиатрии в Langone Health Нью-Йоркского университета. — С этого момента острота ума начинает медленно снижаться».
Это снижение частично связано со структурными изменениями, которые происходят во всем мозге начиная со среднего возраста, сказал Джейсон Шепард, адъюнкт-профессор нейробиологии в Университете Юты. Синапсы, связи между нейронами, могут ослабевать. Клетки мозга могут погибнуть. Некоторые ткани мозга становятся рваными и тонкими.
«Наиболее очевидные последствия возраста связаны со скоростью обработки данных, — сказал Дикерсон. — Все становится медленнее. И это не только познание. Движения замедляются. Сенсорная обработка замедляется».
Последствия можно увидеть наиболее отчетливо во время выступления. С возрастом поиск слов становится сложнее, поэтому люди запинаются во время разговора. Дело не в том, что они не знают, что означает то или иное слово, но на его извлечение уходит больше времени.
Старение также увеличивает любые уязвимости, которые уже существуют. Если, например, у кого-то были трудности с речью в молодости, то с возрастом проблема, скорее всего, усугубится.
В то же время пожилой мозг может быть особенно восприимчив к стрессу, рассеянности и переутомлению, что тоже ухудшают память. Тем не менее, пожилой мозг часто может компенсировать свою растущую слабость, отмечают другие исследователи.
«Есть свидетельства того, что пожилые люди могут стратегически концентрировать память на самой важной информации», — сказал Шактер.
Мозг пожилых людей часто становится более искусным в фильтрации нерелевантной информации, чем у молодых, потому что у них их было больше опыта.
«Более старый мозг — более мудрый мозг. У него есть опыт, на который можно опереться», — сказал Миллер.
За некоторые типы информации труднее держаться. Запоминание дат и имен может быть особенно трудным, если мы не будем постоянно репетировать и укреплять эти воспоминания, говорят эксперты.
«Память о том, когда произошло событие, — это то, что для каждого, независимо от возраста, является одним из наиболее уязвимых аспектов памяти», — сказал Шактер.
Имена также труднее запомнить, потому что они «не имеют внутреннего значения — они в некотором роде произвольны», — сказал Шактер. Он подчеркивает, что запомнить фамилию Бейкер сложнее, чем если бы человек работал пекарем, потому что у нас больше информации о профессии, чем об имени.
Неспособность восстановить имена, даже тех, кого мы хорошо знаем, является распространенной жалобой на старение. Хотя люди часто находят это тревожным, само по себе это не является признаком когнитивных проблем.
В социальных сетях некоторые люди раскритиковали прокурора за то, что он выделил провалы в памяти Байдена, связанные со смертью его сына, отметив, что он забыл дату или год смерти члена семьи.
«Довольно плохо, что спецсовет критикует Байдена за то, что он не вспомнил подробности смерти своего сына», — написал в Threads 36-летний Майкл Лоусон, архитектор, живущий в Роаноке. — Моя мама умерла более десяти лет назад и день ее смерти очень запоминающийся, но я не храню его в своей библиотеке памяти».
В интервью Лоусон сказал, что его мать, Сьюзан Лоусон, умерла в 53 года, через три года после того, как у нее был диагностирован рак яичников. Он помнит палату в хосписе своей мамы, стол, за которым семья собиралась, чтобы перекусить или поиграть в настольные игры и окно, выходившее в сад.
«Визуальный вид этой комнаты и происходящие события больше всего врезались в мою память, но не дата смерти» — сказал Лоусон.