Собрали самые частые случаи нарушений прав потребителей и советы от специалистов в сфере их защиты.
Часто бывает так, что покупатель видит на полке нужный ему товар с демократичной ценой, радуется своей удаче и уверенно кладет продукт в корзину. Однако впоследствии, просматривая чек, он видит напротив купленного товара совсем другую цену, что, конечно, приводит к возмущению и желанию защитить свои права.
В Роскачестве отмечают: ретейлеры часто могут хитрить таким образом, списывая оплошность на нерасторопность менеджеров, которые не успели вовремя заменить ценники. Таким образом, нарушается ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», в которой говорится о том, что покупателю обязаны предоставить достоверную информацию о ценах. Поэтому покупатель вправе защитить свои потребительские права и требовать пробить ему товар по стоимости, указанной в ценнике. Или же вернуть разницу, если сумма покупки уже оплачена.
В некоторые торговые точки охранники не пускают посетителей с детскими колясками, объясняя это тем, что площадь зала компактная и движение с коляской, особенно между стеллажами, будет затруднительным. Важно помнить, что запретить вход с колясками гражданам не могут, поскольку это противоречит законодательству и Конституции.
«Взрослые люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам, и им нельзя запрещать доступ куда бы то ни было», — прокомментировали в Росконтроле.
Многие охранники превышают свои полномочия, требуя от потребителя предоставить сумку для досмотра. Помните, что, во-первых, для такого требования должны быть серьезные основания (сработала система защиты или факт кражи зафиксирован камерой внутреннего слежения). Во-вторых, право на досмотр личных вещей гражданина РФ имеет только полиция, которую должна вызвать администрация магазина. Прибывшие стражи порядка обязаны пригласить понятых и в их присутствии производить досмотр.
Бывает, что потребитель в допустимый срок решает вернуть товар, но сомневается, примут ли его, поскольку была нарушена целостность упаковки. Что делать в таком случае? Как защищены права потребителя в данной ситуации?
Специалисты отмечают: в Законе «О защите прав потребителей», а конкретно в п. 1 ст. 25, не сказано ничего про упаковку, только о сохранности товарного вида, пломб, ярлыков и пр. Соответственно, можно вернуть продукт и без упаковки. Но практика показывает, что многие продавцы не соглашаются с этим — порой дело доходит даже до суда.
Заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков:
«Анализируя судебную практику, мы пришли к выводу, что есть ряд ситуаций, когда наличие упаковки при возврате точно нужно. Прежде всего тогда, когда условием реализации товара является наличие упаковки как его неотъемлемой части. Другой пример — товары, реализуемые в заводской упаковке. Здесь логика простая: если продавец передал товар в фирменной коробке, то он может легко ее восстановить, однако с заводской так, скорее всего, не получится».
Ситуация, когда покупатель приобрел товар с истекшим сроком годности или перебитыми датами, стала уже бытовой. Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что вопиющую ситуацию не нужно оставлять без внимания и защищать свои права. Закон «О защите прав потребителей» дает четкое руководство к действию в таком случае: необходимо обратиться к администратору торговой точки с чеком и попросить заменить товар или вернуть его стоимость.
Сейчас, когда под рукой всегда находится смартфон, ориентироваться в большом ассортименте товаров стало легче. К примеру, если выбираете торт для семейного торжества, можно сфотографировать обилие товаров на витрине кондитерского магазина, а потом посоветоваться с домашними — какой вариант предпочтительнее. Но в некоторых торговых точках запрещают снимать ассортимент. Этим они нарушают права потребителей.
«Размещение товаров на полках и указание их цены — это публичная оферта, так что не должно быть ограничений на то, чтобы делать снимки», — отметили в Росконтроле.