Posted 18 июня 2022, 15:04

Published 18 июня 2022, 15:04

Modified 17 сентября 2022, 07:38

Updated 17 сентября 2022, 07:38

Смольному не хватает компетенции для понимания художественной ценности граффити

18 июня 2022, 15:04
В Санкт-Петербурге остается актуальным вопрос уничтожения граффити, за сохранение которых выступают горожане. При этом закрашивать тысячи лишенных смысла трафаретов на стенах петербургских домов коммунальные службы не спешат.

По мнению местных жителей, руководящему составу города просто не хватает компетенции, чтобы отличить художественные произведения, действительно дополняющие культурный облик Северной столицы.

После скандала с уничтожением портрета Даниила Хармса на брандмауэре дома № 11 по улице Маяковского активисты движения «Петербург – Город перемен» решили выяснить, почему работники жилищно-коммунальных служб так оперативно закрашивают настоящие произведения уличного искусства, но при этом не предпринимают никаких действий для борьбы с неказистыми трафаретами, которыми повсеместно забиты стены домов культурной столицы. Как отмечают участники движения, коммунальщики реагируют практически молниеносно, когда нужно закрасить граффити, которое нравится людям, и неважно, кто изображен на рисунке – Бродский, Достоевский или Гагарин.

Ситуацию прокомментировал один из петербургских гидов Константин Шолмов, объяснив такую выборочную позицию городских властей и коммунальных служб элементарным объемом работ. Дело в том, что большой красивый мурал, о котором знают все, уничтожить гораздо проще, чем выискивать и закрашивать мелкогабаритные трафареты по всему городу.

«Загогулины, лишенные смысла или имеющие плохой смысл, преступный смысл – их просто много, их же тысячи, этих трафаретов в городе, и ходить их закрашивать – это сложно. Кропотливая мелочная работа, которой нужно заниматься. А совсем другое дело – большой красивый мурал, который, как в случае с Хармсом, например, много лет находится на одном и том же месте, он прекрасно известен, и закрасить одну большую картину – это гораздо проще, чем закрашивать пять тысяч маленьких картинок», – отметил Шолмов.

Петербуржцы, со своей стороны, выступают за сохранение произведений уличного искусства, особенно, если они сочетаются с архитектурой города и не противоречат ее эстетике.

«Мне вот даже понравилось [одно из граффити]. Конечно, я бы всегда лучше классиков видела. Вот эти граффити, которые такие незначимые, мне бы не хотелось [видеть], как человеку возрастному», – поделилась своим мнением жительница Северной столицы.

«Я думаю, да [такие изображения украшают город]. Я считаю, что нужно оставлять, потому что это никому не мешает», – высказалась другая петербурженка.

Активисты также напомнили, что совсем недавно на углу Моховой и Пестеля появилось изображение Петра I – человека, без которого не было бы Санкт-Петербурга. Но коммунальщики сработали настолько быстро, что некоторые люди даже не успели его увидеть, а те, кому все же посчастливилось встретить это произведение, рассказывают только о положительных впечатлениях.

«Мне очень нравилось это граффити. Возможно, не хватает компетенции руководящему составу, чтобы оценить вклад в облик города», – предполагают некоторые горожане.

Стоит отметить, что судьбой действительно высокохудожественных граффити в Санкт-Петербурге обеспокоены не только активисты и местные жители. После уничтожения портрета Хармса депутат муниципального округа «Гражданка» Вадим Сафонов выразил мнение, что вся эта история останется «памятником абсурду» в деятельности нынешних чиновников, включая губернатора города Александра Беглова. Комментируя решение закрасить портрет и заменить его световой проекцией, Сафонов иронично отметил, что борьба была не за первозданную чистоту фасада, не «за» и не «против» памяти о поэте, а «за душевное спокойствие чиновничьего класса во главе с просветленным Александром Дмитриевичем».