Posted 18 июня 2022,, 15:04
Published 18 июня 2022,, 15:04
Modified 17 сентября 2022,, 07:38
Updated 17 сентября 2022,, 07:38
По мнению местных жителей, руководящему составу города просто не хватает компетенции, чтобы отличить художественные произведения, действительно дополняющие культурный облик Северной столицы.
После скандала с уничтожением портрета Даниила Хармса на брандмауэре дома № 11 по улице Маяковского активисты движения «Петербург – Город перемен» решили выяснить, почему работники жилищно-коммунальных служб так оперативно закрашивают настоящие произведения уличного искусства, но при этом не предпринимают никаких действий для борьбы с неказистыми трафаретами, которыми повсеместно забиты стены домов культурной столицы. Как отмечают участники движения, коммунальщики реагируют практически молниеносно, когда нужно закрасить граффити, которое нравится людям, и неважно, кто изображен на рисунке – Бродский, Достоевский или Гагарин.
Ситуацию прокомментировал один из петербургских гидов Константин Шолмов, объяснив такую выборочную позицию городских властей и коммунальных служб элементарным объемом работ. Дело в том, что большой красивый мурал, о котором знают все, уничтожить гораздо проще, чем выискивать и закрашивать мелкогабаритные трафареты по всему городу.
«Загогулины, лишенные смысла или имеющие плохой смысл, преступный смысл – их просто много, их же тысячи, этих трафаретов в городе, и ходить их закрашивать – это сложно. Кропотливая мелочная работа, которой нужно заниматься. А совсем другое дело – большой красивый мурал, который, как в случае с Хармсом, например, много лет находится на одном и том же месте, он прекрасно известен, и закрасить одну большую картину – это гораздо проще, чем закрашивать пять тысяч маленьких картинок», – отметил Шолмов.
Петербуржцы, со своей стороны, выступают за сохранение произведений уличного искусства, особенно, если они сочетаются с архитектурой города и не противоречат ее эстетике.
«Мне вот даже понравилось [одно из граффити]. Конечно, я бы всегда лучше классиков видела. Вот эти граффити, которые такие незначимые, мне бы не хотелось [видеть], как человеку возрастному», – поделилась своим мнением жительница Северной столицы.
«Я думаю, да [такие изображения украшают город]. Я считаю, что нужно оставлять, потому что это никому не мешает», – высказалась другая петербурженка.
Активисты также напомнили, что совсем недавно на углу Моховой и Пестеля появилось изображение Петра I – человека, без которого не было бы Санкт-Петербурга. Но коммунальщики сработали настолько быстро, что некоторые люди даже не успели его увидеть, а те, кому все же посчастливилось встретить это произведение, рассказывают только о положительных впечатлениях.
«Мне очень нравилось это граффити. Возможно, не хватает компетенции руководящему составу, чтобы оценить вклад в облик города», – предполагают некоторые горожане.
Стоит отметить, что судьбой действительно высокохудожественных граффити в Санкт-Петербурге обеспокоены не только активисты и местные жители. После уничтожения портрета Хармса депутат муниципального округа «Гражданка» Вадим Сафонов выразил мнение, что вся эта история останется «памятником абсурду» в деятельности нынешних чиновников, включая губернатора города Александра Беглова. Комментируя решение закрасить портрет и заменить его световой проекцией, Сафонов иронично отметил, что борьба была не за первозданную чистоту фасада, не «за» и не «против» памяти о поэте, а «за душевное спокойствие чиновничьего класса во главе с просветленным Александром Дмитриевичем».