Академик Белоусов пояснил, что государство серьезно оценивает экологический ущерб. Однако из-за того, что разные ведомства представляют различные данные о последствиях техногенных катастроф, у предпринимателей создается впечатление, что штрафы за нарушения в области экологии направлены лишь на то, чтобы отобрать у них бизнес, сообщает newizv.ru.
К примеру, недавно в Новороссийском порту произошел выброс нефти, причиной которого стало неисправное оборудование Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). По оценке специалистов компании, площадь загрязнения составила всего лишь 200 кв. метров. Но Институт космических исследований РАН заявил, что согласно снимкам со спутника нефтяное пятно разлилось на площади, в 400 тысяч раз превышающей заявленную ранее. Кроме того, эксперты из ИКИ РАН установили, что в акваторию города попало 5000 тонн топлива, тогда как по оценкам КТК это количество составляло всего лишь 10 тонн. Соответственно, разброс суммы ущерба по оценкам разных ведомств варьировался от нескольких сотен тысяч до 5 млрд рублей.
Кроме того, в качестве еще одного примера можно привести иск Росрыболовства к «Норникелю». Согласно документу физический ущерб озеру Пясино был нанесен в 8,89 тысячи тонн водных биоресурсов. Но Александр Белоусов отметил, что упомянутые в иске цифры «сравнимы только с потерями Обь-Иртышского бассейна в связи со строительством порта Сабетта». Он также подчеркнул, что в озере Пясино попросту нет такого количества рыбы, как насчитали в Росрыболовстве.
По мнению академика, нет в России и эффективной судебно-экологической экспертизы, которая могла бы помочь в разрешении вопросов экологического ущерба. Компании — виновники происшествий в сфере экологии занижают ущерб из-за госструктур и местных администраций, стремящихся с помощью штрафов пополнить бюджет. Для этого они прибавляют к ущербу и упущенную выгоду, и недополученную прибыль. Благодаря этому создается неблагоприятный климат как для делового сообщества, так и для населения. А бизнесмены вынуждены переходить на серые схемы или полностью выходить из-под российской юрисдикции.