Золотой унитаз и прочая «цыганщина», как её окрестили в Сети, экс-главы ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова в очередной раз подняли тему коррупции и необоснованной роскоши со стороны лиц, обладающими определённой властью и полномочиями. Дело о взятке в 19 млн рублей до сих пор расследуется, и не исключено, что в нём окажутся и другие должностные лица.
Масла в огонь добавил депутат Госдумы Александр Хинштейн, который и рассказал резонансные подробности задержания ставропольского Сафонова. В эфире ютюб-шоу «Соловьёв LIVE» он предложил объявить флэшмоб начальникам ГИБДД южных регионов России: пускай они покажут дома, в которых живут.
Судя по всему, к призыву никто из них не прислушался. Между тем, как бы кто не относился лично к Хинштейну или депутатам Госдумы в целом, логика в этих словах есть. Особенно на фоне резонанса фотографий из особняка Сафонова и того факта, что скоро грядут выборы. Разве не логично было бы сейчас всем показать, как они живут, зарабатывая честным трудом и по идее получая только бюджетную зарплату?
Поэтому наша редакция решила поддержать флешмоб. Мы попробовали связаться с депутатами Госдумы от Санкт-Петербурга и Ленобласти, некоторыми парламентариями Заксобрания Северной столицы, а также с губернаторами двух регионов — Александром Бегловым и Александром Дрозденко.
Писали мы им в соцсетях, руководствуясь простой логикой: раз у вас есть страницы в ВК, Фейсбуке, Инстаграме и т.д., то с большой долей вероятности владельцы страниц или те, кто их ведёт, прочтут сообщения и ответят нам. Либо нет — что тоже является ответом. Если у человека есть страницы в нескольких соцсетях, то выбирали ту, в которой была видна наибольшая активность в последнее время.
Чуть позже мы расскажем, кому писали и какие ответы получили. А пока покажем, как живут публичные лица в других регионах.
Депутат Ярославской гордумы Дмитрий Петровский не постеснялся показать «трёшку», в которой живёт. А вот коллега из областной думы Елена Кузнецова не стала этого делать, считая, что это «личное дело».
Помощник депутата Госдумы Дениса Парфёнова и главред «Вологодской правды» Алексей Кощеев также не постеснялся показать своё убранство. Причём он прислал фотографии своего частного дома как на этапе стройки, так и нынешние.
Депутат Тюменской облдумы от ЛДПР Александр Лобов также поделился фотографиями из своей квартиры площадью почти в 50 кв.м. А президент фонда «Региональная политика» Павел Манченко отказался от этого, сославшись на отсутствие в регионе, но уверил, что на 87 кв.м. их семье с четырьмя детьми откровенно «тесновато». В Хакасии пока на призывы показать своё жильё никак не отреагировали.
Более отзывчивыми оказались челябинские публичные лица. Депутат Центрального района Челябинска Роман Никитин и кандидат в депутаты по Ленинскому району Челябинска Андрей Костенко, бессменный ведущий криминальной хроники на «31 канале» Андрей Глебов и депутат Елена Вахтина, активистка Валентина Волкова — все они показали фотографии своих квартир и домов. Отказников, впрочем, оказалось тоже предостаточно.
В качестве первой пробы мы написали следующим людям:
Из тех, кому мы писали в ВК, прочли и не ответили (судя по всему — проигнорировали) Сергей Боярский и Борис Пиотровский. Борис Вишневский оставил сообщение непрочитанным, хотя страница активна и регулярно бывает онлайн.
Проигнорировал сообщение в Фэйсбуке Алексей Лященко. А Сергей Вострецов, Елена Драпеко, Владимир Катенев, Виталий Милонов и Михаил Романов входящие сообщения не прочли.
В Инстаграме мы не увидели прочтения призыва со стороны Владимира Драчева, Олега Нилова, Сергея Яхнюка, Александра Беглова, Александра Дрозденко и Александра Хинштейна. Напомним, что последний по сути является инициатором флешмоба.
Нам ответил депутат петербургского ЗакСа Денис Четырбок. Он не стал присылать фотографии, сославшись на то, что сейчас находится на больничном после ковида.
За Максима Резника ответила его команда, которая продолжает вести соцсети депутата. Напомним, что его отправили под домашний арест до 16 августа 2021 года в рамках расследования уголовного дела о приобретении наркотиков:
«Максим Львович находится под домашним арестом и, к сожалению, не сможет принять участие в предлагаемом вами «флешмобе», —
сообщила команда Максима Резника.
Олег Лавров также отказался показывать своё жилище, сопроводив ответ объёмной мотивационной речью [орфография и пунктуация сообщения сохранены — прим.ред.]:
«Вот наверное с Хинштейна и начните)) «Нечего скрывать» - это не для тех депутатов у которых и так все в декларации указано. Вряд ли кому будет интересно смотреть квартиры в спальных районах или «служебки» на У.Пальме… Но вот почти в каждом регионе есть дворцы силовиков - про которых все жители знают. И не нужно никаких «флешмобов», а всего лишь честная работа журналистов и прокуратуры».
К слову, Хинштейну, как было сказано выше, мы также честно написали. Пока что — игнорирование.
Однако самая животрепещущая история оказалась у Светланы Журовой. Она рассказала, что сейчас проживает на казённой квартире в Москве. А вот с родной петербургской квартирой беда:
«А в Питере у меня «убитая» квартира, которую сдавал мой бывший муж. Её даже стыдно показывать, а в нашем общем доме он живет с новой семьей, и он уже 6 лет не мой. Я туда зайти не могу, хоть мне и принадлежит 50%».
Олимпийская чемпионка также сообщила, что у неё есть родительская квартира, где она останавливается на региональной неделе, и новая квартира, в которой пока голые стены. Однако пока что, несмотря на столь подробное описание жизненной ситуации и в целом позитивный отклик, договориться о фотографиях не вышло.
Петербургские публичные лица не спешат показывать, как они живут. Возможно, кто-то из них не увидел сообщения, кто-то не считает важным показать избирателям, что они живут честно.
Мы даже допускаем, что формальные владельцы страниц не в курсе того, что к ним обратились с такой просьбой. Или они сильно увлечены идущей избирательной кампанией. Ну или отпуском и домашними заботами - у кого как.
Однако это создаёт в целом удручающее впечатление. Далеко не факт, что у каждого отказавшегося или проигнорировавшего призыв прячется «золотой унитаз» или может скрываться нечто, чего не может представить самое смелое воображение.
Но даже без этого — разве избиратели не могут увидеть, как живут народные избранники и те, кто получил свои посты благодаря оным? Где проходит грань между «личной жизнью» и необоснованной роскошью?
И к чему тогда такое изобилие «присутствия» в соцсетях, если до некоторых людей не достучаться без личных связей или запроса через пресс-службы? Видимо, придётся пойти именно таким путём.
Мы предлагаем чиновникам, депутатам, сотрудникам правоохранительных и надзорных органов, кандидатам в депутаты, общественным деятелям и другим публичным лицам Санкт-Петербурга и Ленобласти поддержать флешмоб! Вы можете написать нам на почту newiaru1@gmail.com и прислать фотографии ваших квартир и домов. Оставьте также контактные данные, чтобы мы могли с вами связаться!