В распоряжение редакции поступил занятный документ. Если верить ему, то в школах Северной столицы вскоре может пройти массовое сокращение персонала. Прикрываясь намерением снизить заболеваемость коронавирусной инфекцией в учебных заведениях, Ирина Асланян, вроде как, предлагает перевести большее количество городских школ на систему дистанционного образования, что позволит сократить дефицит бюджета за счет понижения ставок и увольнений учителей.
Петербургские преподаватели обеспокоены возможными массовыми сокращениями, которые могут последовать в случае одобрения инициативы, вероятно, принадлежащей временно исполняющей обязанности председателя Комитета по образованию Ирины Асланян. Из бумаги следует, что чиновники продолжают работы по внедрению программ дистанционного обучения и расширению перечня государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, переводимых на удаленную систему работы.
В распоряжении редакции оказался проект обращения, подписанного И.А. Асланян на имя вице-губернатора Санкт-Петербурга Ирины Потехиной. В документе отмечается, что проведенные мероприятия по организации в школах системы дистанционного обучения в тестовом режиме, якобы, «показали свою эффективность в борьбе с повышением уровней заболеваемости среди обучающихся и преподавателей при снижении нагрузки на педагогических работников».
При этом особое внимание Асланян уделяет именно анализу трудовой нагрузки на преподавателей, работающих в удаленном режиме. В ходе исследования, проведенного рабочей группой Комитета по образованию, как утверждает автор документа, было, вроде как, выявлено снижение не менее чем на 61% временных затрат учителей на проверку работ школьников, более чем на 53% чистых временных затрат на классное руководство и не менее чем 18% временных затрат на методическую работу по составлению учебных планов.
Общее снижение рабочей нагрузки на преподавательский состав, по данным Асланян, составило 23% среди педагогических работников средних и старших классов и более чем 42% среди преподавателей младших классов. На основании этих результатов врио председателя комитета якобы делает вывод об «эффективности внедряемых программ дистанционного обучения». В связи с этим рабочая группа рекомендует продолжить практику внедрения программ дистанционного образования и предлагает расширить перечень школ, переводимых на удаленную систему «с целью снижения прогнозируемого дефицита бюджета Санкт-Петербурга».
«Учитывая снижение чистых временных и трудовых затрат преподавательского состава, предлагаемое расширение перечня ГБОУ, работающих в дистанционном режиме обучения, позволит сократить порядка 18% ставок педагогических работников из числа преподавательского состава младшей школы и 9% из числа средней и старшей школы, снизив нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга. Данная мера поспособствует сокращению малоэффективного преподавательского аппарата, позволит активно внедрить современные методические наработки, связанные с продвижением систем дистанционного образования», – говорится в обращении Асланян к Потехиной.
Примечательно, что о возможном влиянии предлагаемых мер на снижение растущих уровней заболеваемости коронавирусной инфекцией среди преподавателей, учеников и родителей, в справке упоминается лишь вскользь, в связи с чем становится очевидно, что Асланян, по сути, предлагает «сэкономить» за счет сокращения ставок и преподавательского состава, оставив часть петербургских учителей без работы и средств к существованию в период продолжающейся пандемии. Такая перспектива уже вызвала волну недовольства в социальных сетях.
Причем пользователи отмечают, что данная инициатива негативно скажется не только на работающих учителях, которые уже в следующем году могут потерять места и лишиться единственного источника дохода, но и на уровне образования в будущем. К тому же, нынешние зарплаты школьных преподавателей даже сегодня не привлекают молодых специалистов, что также является серьезной проблемой, а предлагаемые меры могут только усугубить ситуацию.
По мнению некоторых петербуржцев, городским властям стоит подумать о сокращении «всяческих комитетов», которые выдвигают подобные идеи, направленные на превращение учебных учреждений Северной столицы в подобие «сельских школ», где работают по несколько учителей.
Таким образом, рекомендация, вероятно принадлежащая Ирине Асланян, о необходимости сократить педагогических работников может свидетельствовать о низком профессионализме врио председателя комитета, который, напомним, находится в компетенции вице губернатора Потехиной, и отсутствие понимания ситуации с дистанционной системой обучения. Также вызывает возмущение попытка продвинуть выгодные чиновницам и деструктивные для преподавателей инициативы под видом заботы о здоровье людей.
Ранее Потехину и Асланян уже неоднократно критиковали за неспособность внятно и грамотно выстроить учебный процесс в рамках дистанционного обучения. По всей видимости, в комитете решили не учитывать неудачный опыт во время первой волны пандемии минувшей весной, когда власти не смогли создать условия, необходимые для бесперебойной и отлаженной работы удаленной системы образования.
При этом, как сообщали СМИ, Ирина Потехина выступала против введения каких-либо ограничительных мер, в том числе и перевода петербургских школ на дистанционное обучение, несмотря на участившиеся случаи заболевания среди учеников. Вместо организации наиболее безопасного для преподавателей, школьников и их родителей варианта проведения занятий вице-губернатор решила ограничиться внеплановыми каникулами с их последующим продлением на два рабочих дня, что также вызвало негативную реакцию в обществе. Однако после предложений Асланян Потехина вполне может изменить свою позицию в данном вопросе, ведь теперь речь идет непосредственно о финансовой составляющей, а не о состоянии здоровья петербуржцев в условиях пандемии.