Россия уже несколько недель входит в число стран, где выявлено наибольшее число заражений COVID-19, и на Северную Столицу приходится значительная часть от общего количества случаев заболеваний.
С середины марта в Петербурге закрыты музеи и театры, отменены культурные и зрелищные мероприятия. В 2020 году впервые отменен Петербургский международный экономический форум, не состоятся матчи, запланированные в рамках Чемпионата Европы по футболу и давно ставший визитной карточкой города праздник выпускников «Алые паруса».
Одним словом, петербуржцам приходится привыкать к новой жизни – без заполненных туристами улиц и шумных посиделок с друзьями в модных заведениях города.
Но главное сейчас – максимально затормозить распространение нового коронавируса. Главный санитарный врач России Анна Попова во время онлайн-совещания с Владимиром Путиным, которое состоялось 6 мая, отметила, что «Самоизоляция позволила нам сгладить пики заболеваемости, избежать взрывного роста новых случаев». По ее словам, своевременно принятые меры позволили задержать развитие эпидемии в России на два месяца и детально изучить опыт разных стран при снятии ограничительных мероприятий.
И все же до возвращения к нормальной жизни и полной победой над вирусом еще далеко.
«Справиться с текущей ситуацией, с эпидемией, с пандемией, можно только за счет формирования коллективного иммунитета, на уровне 50-60 % населения Земли. Сделать это можно либо за счет переболевших, либо за счет вакцинации», —
отмечает генеральный директор ГНЦ ВБ «Вектор» Ренат Максютов.
Работа в этом направлении ведется (только в России доклинические испытания проходят 7 разных вакцин), но процесс этот объективно небыстрый.
«С вакциной это очень сложный вопрос. Когда она появится? Я думаю, что, по-хорошему, не раньше, чем через год», - говорит доктор медицинских наук, профессор Владимир Никифоров.
Он также поясняет: «Никто не озадачивался раньше лечить именно коронавирусную инфекцию, потому что раньше было известно 4 вида этих коронавирусов, которые вызывали обычные острые респираторные заболевания. Никто их не дифференцировал — это не имело смысла. Риновирус, коронавирус, RS-вирус, без разницы, было просто собирательное название ОРВИ. Когда вспыхнула первая атипичная пневмония, она столь быстро развилась и столь быстро ушла, что никто не успел ничего разработать».
Конечно же, вакцинация – это по сути единственный 100% механизм защиты от заражения для тех, кто ранее не был инфицирован. Только путем введения в организм препарата, в состав которого входят ослабленные, либо убитые вирусные компоненты, можно обеспечить его специфическими антителами, которые смогут противостоять конкретному вирусу на протяжении длительного периода времени.
Однако не стоит забывать и о том, что выработка антител – далеко не единственный механизм естественной защиты организма от неблагоприятных вторжений.
Наряду с приобретенным специфическим иммунитетом, существует врожденный неспецифический (универсальный) иммунитет, важной составляющей которого является система интерферонов. Интерфероны – это особые белки, которые начинают вырабатываться пораженной клеткой в ответ на проникновение в нее вируса. Они не воздействует напрямую на конкретный вирус, но сдерживают его распространение, а также активизируют работу других защитных механизмов организма. При этом клетка, изначально пораженная вирусом, погибает, но зато спасает от нежелательного вторжения соседние клетки.
Как отмечает Директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург, «доказано, что течение и исход вирусных инфекций во многом зависит от способности систем запуска синтеза интерферонов организма - быстро и адекватно реагировать на внедрение возбудителя».
При этом академик РАН Феликс Ершов и вовсе напрямую связывает бесперебойную работу врожденной системы интерферонов с бессимптомными случаями заражений COVID-19. По его мнению, именно система интерферонов, в этих случаях, по-видимому, ограничивает активность вируса.
И действительно бессимптомно болезнь чаще всего переносят более молодые, здоровые и крепкие люди. Однако естественная способность нашего организма дать вирусу сильный иммунный ответ может снижаться под воздействием различных неблагоприятных факторов, таких как плохая экология, переутомление, стресс, диета, хронические заболевания, авитаминоз и даже просто дефицит солнца. Кроме того, многие вирусы оказывают на наш организм иммуносупрессивное действие. Проще говоря, подавляют иммунитет. Поэтому иногда нашему организму необходима дополнительная поддержка.
«Есть ряд препаратов, которые может рекомендовать врач в качестве профилактики - препараты, которые могут приниматься дискретно, то есть в прерывистом режиме, чтобы не заболеть или перенести болезнь в легкой форме. Это, как правило, иммуностимулирующие препараты», -
говорит Министр зравоохранения РФ Михаил Мурашко.
Александр Гинцбург, в свою очередь, отмечает: «В сегодняшней ситуации, когда по объективным обстоятельствам, связанным с тем, что разработка специфических средств лечения и профилактики требует полного цикла исследований сначала на животных моделях, а затем и с участием человека (а это занимает месяцы), пока не существует доказанных, с медицинской точки зрения, эффективных схем лечения COVID-19, крайне важно своевременно осуществлять меры профилактики, в том числе – неспецифической медикаментозной профилактики коронавирусной инфекции COVID-19».
По его словам, «в качестве средств такой неспецифической (и безопасной для организма) медикаментозной профилактики рационально использование препаратов – индукторов интерферона, зарегистрированных в РФ, а значит доказавших свою безопасность, качество и эффективность при различных вирусных инфекциях».
Индукторы интерферонов – это лекарственные средства, способные стимулировать организм к выработке собственных интерферонов. Наиболее известные из таких препаратов – Кагоцел и Циклоферон.
По мнению Гинцбурга, «индукторы интерферонов фактически являются некоторым аналогом вакцины для врождённого иммунитета. Вакцина обычно — это аналог, который индуцирует приобретённый иммунитет, то есть нам хорошо известные антитела, токсические клетки, а индуктор интерферона — та же самая вакцина для врождённого иммунитета».