Остров (не)сбывшихся надежд. Прошлое, настоящее и будущее Тучкова буяна

28 января 2020, 17:00
Разбирались в истории Тучкова буяна и его судьбе.

Кажется, многолетняя эпопея с облагораживанием огромного пустыря в центре города близится к развязке. Власти города сообщили, что на краю Петроградки за станцией метро Спортивная появится современный парк – прогрессивное культурное и общественное пространство. Смольный даже согласился закрепить за местностью историческое название – Тучков буян. Что это за место, и почему оно так долго пустовало, вспомнил корреспондент Newia.ru.

С набережной Макарова открывается отличный вид на старинное двухэтажное здание – вытянутое, симметричное, сдержанностью декора напоминающее дома эпохи раннего классицизма: фасад, выполненный в двух цветах – желтом и белом, пилястры, арки с крытыми галереями, соединяющие центральную часть с двумя флигелями. Построенный в стиле петровского барокко Менщиковский дворец на фоне этого дома выглядит не намного пышнее и богаче. Поэтому туристы обычно считают, что речной трамвайчик провозит их мимо заброшенного дворца какого-то влиятельного прежде вельможи.

Новому в Петербурге человеку сложно поверить в то, что перед ним не что иное как старинное здание склада. Его построили в XVIII веке для того, чтобы хранить пеньку. Как склад этот дом и работал вплоть до революции 1917 года. Однако его внушительный и строгий вид вводил в заблуждение и жителей Российской империи – в народе пеньковый склад называли «дворцом Бирона».

На самом деле комплекс складских построек назывался Тучков буян. Почему «буян»? Это слово раньше обозначало речную пристань. Почему «Тучков»? В честь купца Авраама Тучкова, которому эти склады и принадлежали. Он же профинансировал строительство первого моста, соединившего Васильевский остров с Петроградской стороной. Мост несколько раз перестраивали, но он до сих пор носит имя своего спонсора.

Изначально Тучков буян находился на островке, но в начале XX века власти города расширили Петроградский остров и соединили «буян» с большой сушей. К 1910 году огромные склады с пенькой в центре города уже не были нужны. Часть помещений в буяне – чтобы не пустовали – занял государственный архив. А чиновники стали думать, что делать с устаревшим зданием и большим участком земли в самом центре.

Проще всего было всё снести. Депутаты городской думы предложили построить с нуля на расчищенном месте культурное пространство – выставочный комплекс с музеем. Но за памятник XVIII века неожиданно вступился архитектор Иван Фомин. Он единственный представил проект на конкурс по благоустройству территории буяна, который предполагал сохранение складов.

Фомин был представителем новой волны архитекторов, он плотно сотрудничал с мирискусниками, был увлечен философией модерна. Участники художественного объединения «Мир искусства» впервые в конце XIX – начале XX века осознали сами, а затем открыли глаза всем остальным на то, что Петербург, оказывается, не мрачный уродец, с давящей атмосферой, сводящий с ума «раскольниковых», а невероятно красивый изящный город. Красоту архитекторы модерна видели в старинных зданиях – даже если они были сугубо утилитарного назначения.

Отношение же к ветшавшим складам большинства коллег Фомина выразил другой архитектор Оскар Мунц: «Это всего лишь амбар…» Но Фомину приглянулись строгие и элегантные формы буяна. Он предложил переоборудовать его в городской музей.

Но вскоре началась Первая мировая война, затем революция – стране стало не до культурно-просветительских пространств.

О Тучковом буяне вспомнили только в 1930-е годы. Левый корпус переделали под НИИ, а после Великой Отечественной войны реконструировали и правый корпус – под училище. Так в течение XX века историческое здание занимали различные государственные организации. Периодически, впрочем, возникали идеи благоустройства набережной, - но все они оставались на бумаге в виде проектов.

После распада СССР на территорию Тучкова буяна обратили внимание инвесторы – место для строительства действительно отличное. Только ни один проект там до сих пор так и не был реализован.

Сначала ВТБ планировал построить элитный ЖК «Набережная Европы»: все снести, застроить восьмиэтажками. Из культурных учреждений планировали возвести дворец танцев Бориса Эйфмана. В 2011-2012 году под этот проект на территории «буяна» даже успели снести здания советской эпохи, а «дворец Бирона» расселили – в тот момент там располагался кадетский корпус.

Затем на это место обратило внимание государство, и проект подкорректировали с учетом переезда «судебной ветви власти» из Москвы в Петербург: жилые корпуса заменили административными (для Верховного суда РФ и Судебного департамента) и добавили парк. Так, «Набережная Европы» превратилась в «Судебный квартал».

Общественники возмущались: ведь Тучков буян с приходом федеральных судей превратится в режимный объект. Какой толк от парка в центре говора, если по нему нельзя будет гулять? Петицию против «Судебного квартала» подписали более 17 тысяч петербуржцев. Тем не менее, критику власти не стали учитывать, и наметили старт строительства на 2014 год.

Но чехарда с подрядчиками и проектами продолжилась: начало стройки все время откладывался, и в 2016 году проект вновь изменили, добавив в него жилые корпуса с 600 служебными квартирами для судей. При этом, по данным издания «Коммерсант», субподрядчиками масштабной стройки (без конкурса) стали фирмы, связанные с так называемым «поваром Путина» - близким к Кремлю предпринимателем Евгением Пригожиным.

Превращение исторической местности в Судебный квартал, благодаря участию такого влиятельного человека как Пригожин, стало бы окончательным приговором, если б не губернаторские выборы-2019. В предвыборный год главный – и не самый популярный – кандидат Александр Беглов пообещал недовольным активистам, что Тучков буян превратится в арт-пространство с театрально-выставочным комплексом и парком, а из запланированных ранее построек будет возведен только дворец танцев.

Смольный даже провел публичное голосование о том, какое название нужно присвоить арт-парку. Победил исторический вариант «Тучков буян». Беглов после такого «хода конём» свои выборы тоже выиграл.

В декабре балетмейстер Борис Эйфман заявил, что власти пообещали построить дворец танцев в конце 2021 года.

«Театр начал строиться активно. Постоянные смены проектов, конечно, оттягивали этот процесс. Началось активное строительство, закончился уже так называемый «нулевой» цикл», - рассказал он.

Власти утверждают, что новое культурное пространство не будет уступать раскрученному столичному «Зарядью». На конкурс проектов, объявленный Смольным, подали более 200 заявок из 50 стран. Победителя назовут летом. Пока известно лишь, что помимо театра танцев Тучков буян разместит концертный зал, выставочный комплекс, галереи, арт-пространства, а также парк и обустроенную набережную от Тучкова моста до Петропавловской крепости.

Неплохое решение. Если забыть о том, что, по оценкам издания «Коммерсант», власти «похоронили» вместе с Судебным кварталом примерно 15 млрд рублей, которые уже были вложены в так и не начавшееся строительство.

#Аналитика
Подпишитесь