Posted 15 ноября 2021, 14:17

Published 15 ноября 2021, 14:17

Modified 16 сентября 2022, 21:30

Updated 16 сентября 2022, 21:30

Почему резко подорожали автомобили в России

15 ноября 2021, 14:17
Авторы «Нового века» делятся своими соображениями касаемо резкого роста цен на легковые автомобили в России.

Нет, все знают, конечно: дефицит электронных компонентов на рынке вызвал сокращение производства вплоть до временных остановок конвейеров у отдельных производителей, а если чего-то на рынке стало меньше, то оно становится дороже. Вопрос только, насколько.

И это «насколько» вдруг заиграло такими красками, что пошли уже шутки о массовом заключении россиянами браков с белоруссками, потому что в Белоруссии россиянам машины не продают, а они там чуть не вполовину дешевле. Шутки шутками, но белорусские автодилеры действительно отказываются продавать машины, включая, что особенно смешно – Lada, по российским паспортам, а спрос очень велик. Неужто дефицит автомобильных микрочипов каким-то чудом не коснулся поставщиков машин в Белоруссию?

На самом деле, всё, естественно, проще. Как известно, в цене автомобиля собственно железо и его сборка составляют процентов 20-30. Остальное – плата за бренд и различные накрутки. В России к этим накруткам относятся установленные государством таможенные пошлины и утильсбор и установленные автодилерами наценки.

Тут можно заметить, что отечественным и локализованным в России производителям таможне платить не надо, а утильсбор им компенсируют. Однако каким-то образом цены собранных в России и ввезённых из-за рубежа тачек даже одной модели и комплектации в цене не различаются. Просто идёт перераспределение маржи внутри ценника, а если что – это всё невидимая рука рынка так работает.

По части ввозных пошлин мы в 2019 году либерализовались, снизив их почти вдвое под давлением ВТО. Однако и сниженные они составляют немаленькие 15-17%. А главное – это снижение с лихвой компенсировано регулярной индексацией утильсбора.

Ставки утильсбора в 2020 году выросли по разным категориям машин от 46 до 145%, а в текущем году неустанными заботами правительства собирались поднять ещё на 25%, но потихоньку одумались и отложили на 22 год. Однако и повышение 20 года неплохо сказалось на рынке 21-го – в прошлом году продажи новых автомобилей неуклонно падали, не до машинок было людям, а вот в нынешнем, когда воспряли и решили привычно обновляться, тут-то ценники и поразили воображение.

К тому же в 21 году были ужесточены правила ввоза праворульных машин на Дальний Восток, что привело к росту цен на них и смещению спроса в сторону нормальных машин – тоже сказавшееся на ценах, естественно. Опять же, с мая на каждую ввозимую тачку надо ставить модули ЭРА-ГЛОНАСС, не сказать, чтоб сильно нужные и как-то сказавшиеся на скорости реагирования ДПС на аварии, но цену это тоже поднимает.

Однако впервые в истории отечественного автоимпорта доить покупателей всерьёз начало не только государство, но и дилеры. Норма их наценки колебалась всегда в районе 4-6%, в отдельных случаях редких модных серий доходила до 10 – основные деньги зарабатывались на обслуживании и ремонте проданной машины. Сегодня, по исследованиям, проведенным рядом автомобильных изданий, накрутки к ценам, рекомендованным производителями, в наших автосалонах составляют от 20 до 35%.

Мало того, наиболее ушлые граждане просто перестали продавать автомобили в базовой и нижнего уровня комплектациях – волей-неволей покупатель должен приобрести ряд «усовершенствований» (под которыми нередко понимается какой-нибудь коврик в салон или обработка днища особо улучшенной антикоррозийкой, которая то ли производилась, то ли нет, может – улучшенной, а может – и не очень, и прочие остронеобходимые вещи), от которых до сих пор покупатели справедливо отмахивались. И это ещё 15-20% в цене – или жди базовую до 9 месяцев под заказ, и не факт, что дождёшься. Ну, а с одной из самых популярных в России моделей Lada Granta даже и ждать нечего – её просто без дополнительных примочек больше не выпускают.

Роспотребнадзор по этому поводу тихо квакнул в ответ на чей-то запрос, что автодилеры действуют незаконно. Какой закон они при этом нарушают, правда, неведомо, да и действий роспотребщики никаких на практике не предприняли.

ФАС по поводу тотальной потери берегов автодилерами вообще делает вид, что живёт не в этой Вселенной. Вся надежда на вице-премьера Белоусова, который так классно прижучил металлургов и под лозунгом «нечего нахлобучивать рынок» перешел к производителям удобрений. Но ему, похоже, не до того.

Так что нам остается только надеяться, что в ближайшее время не будут реализованы все 358 дорожных карт по объединению с Белоруссией, которые понаподписывали Путин с Лукашенко. Это оставляет шанс пусть с помощью ряда ухищрений, но купить всё-таки новую машину по нормальной цене в Белоруссии, где государство не настолько жадничает само и следит за тем, чтобы бизнес тоже жадничал в меру.

Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».

Подпишитесь