В Петербурге умер Алексей Сонин, 40 лет возглавлявший Цирк на Фонтанке

В Петербурге умер Алексей Сонин, 40 лет возглавлявший Цирк на Фонтанке

30 апреля 2014, 15:32
Общество
В Петербурге умер Алексей Сонин, 40 лет возглавлявший Цирк на Фонтанке

В Санкт-Петербурге 29 апреля ушел из жизни Заслуженный деятель искусств Алексей Сонин, легенда цирковой режиссуры, с 1965 по 2008 годы работавший в Цирке на Фонтанке главным режиссером. Прощание с Алексеем Анатольевичем Сониным состоится 3 мая в 11:00 в в Крематории (улица Шатерная, 12, Санкт-Петербург). Автобус от цирка отходит в 9.30 (количество мест ограничено).

Алексей Анатольевич Сонин родился 17 ноября 1935 года в Свердловске.

В 1954 году окончил Ленинградское Хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Работал артистом балета в Ленинградском Малом Оперном театре.

В 1957 году поступил и в 1962 году с отличием окончил Ленинградский институт Театра, Музыки и Кинематографии по специальности «Режиссер драматического театра и кино».

С 1962 по 1965 годы работал в театре им. Ленсовета режиссером.

С 1965 по 2008 годы был главным режиссером Санкт-Петербургского цирка. Осуществил более 150 постановок сюжетных и тематических представлений, спектаклей для детей, поставил целый ряд номеров и аттракционов.

Работал над новым репертуаром таких артистов-клоунов, как Ю. Никулин и М.Шуйдин, Карандаш, О. Попов, Б. Вяткин, Г. Ротман и Г. Маковский, А. Марчевский, Е. Майхровский и др.

Среди значительных постановок - «Хоттабыч в цирке», «Страна Чудесия», «Карлсон в цирке», «Хрустальный башмачок», «Руслан и Людмила», «Каштанка», «Цирк-жокей и королева манежа» (первый цирковой мюзикл), «Дом без углов».

Друзья и коллеги заслуженного деятеля искусства поделились своими воспоминаниями об Алексее Анатольевиче:

Александр Калмыков

н. а. России, цирковой режиссер, продюсер

Алексей был очень заметной фигурой в ленинградской культуре. Он для меня был настоящим петербуржцем: интеллигентный, остроумный, веселый, талантливый, очень интересный режиссер. Он ставил в цирке спектакли, а тогда мало кто это делал. Еще он делал красивые парады, ставил номера для артистов разных жанров.

Основой его лучших спектаклей – «Бумбараш», «Каштанка», «Руслан и Людмила» – была серьезная литература. В цирке это не очень развито. А в те времена, когда он работал - в 60, особенно в 70-е годы – считалось, что цирк должен быть такой: балалайка, кепочка с цветочком, то есть что-то развлекательное, тупое, желательно фольклорное.

Алексей же предложил «Каштанку». Предложил трагедию клоуну. Предложил трагедию человеку – в «Бумбараше».

Он привносил в цирк культуру, он привносил туда литературу, он привносил туда балет. В общем-то, он был носителем культуры петербургского цирка. Вместе со своей супругой, они подбирали уникальные материалы по истории цирка для Музея циркового искусства. Фактически, после смерти Венецианова Алексей и был петербургским цирком.

Во времена Сонина цирк был культурным очагом города. Сюда приходили и писатели, и много театральных актеров. Весь БДТ любил проводить время здесь. В цирк эти актеры приходили как к равным. И это благодаря Сонину. Я считаю, что он просто уравнял тот петрушечный балаган, каким тогда цирк считался, с хорошими академическими ленинградскими театрами.

Его все знали: его знали актеры, его знали режиссеры ленинградские, его все любили, с ним дружили. На его юбилеях можно было встретить, например, Товстоногова.

При нем в Цирке на Фонтанке приезжали как домой. Артисты же постоянно переезжают, там накричали, здесь нахамили, а к нему придешь и услышишь в ответ теплое: «Ой, здравствуйте, ребята!»

Вместе с ним ушел дух цирка. Исчезла его улыбка – доброжелательная, нежная, человеческая, внимательная. И мне очень жаль, что его нет.

Но будем считать, что он никуда не уходил из цирка.

Анатолий Марчевский

н. а. России, директор Екатеринбургского государственного цирка

Эта весть печальна для всех, кто был знаком с ним и с его искусством.

Для меня Ленинград, цирк на Фонтанке и Сонин – это одно целое.

Алексей Анатольевич был очень талантливым мастером цирковой арены, создателем новых постановок. Я принимал в них участие, и одно участие в его спектаклях равнялось году учебы.

Он воспитал большую плеяду цирковых режиссеров как образец верности цирковому искусству.

Я думаю, что память об этом талантливом, веселом, добром и улыбчивом человеке не сотрется никогда. Сколько его помню – он к каждому человеку подходил с улыбкой и добрым сердцем. И всегда оказывал помощь тем, кто к нему обращался.

У каждого циркового артиста найдется в сердце место, где живет Сонин.Мы всегда с теплым чувством будем вспоминать его.

Светлая память этому великому человеку, который посвятил всю свою жизнь цирковому искусству.

Вячеслав Полунин

н.а. России, художественный руководитель Цирка на Фонтанке

«Когда уходят крупные личности, остаются легенды. Алексей Анатольевич Сонин - это легенда. И легенда эта останется с нами навсегда.

Я не был лично знаком с этим замечательным режиссером, но рассказы о нем - часто восторженные, всегда исполненные самого глубокого уважения - я слышал всю мою жизнь. И еще всегда говорили о нем как о теплом, отзывчивом и добром человеке, умевшем превратить цирк для артистов в гостеприимный дом.

Для нашего цирка на Фонтанке период его работы был периодом поиска, периодом творчества, и мы сделаем все возможное, чтобы эти времена вернулись. Жаль только, что Алексей Анатольевич не сможет в этом поучаствовать, но его опыт и его творческое наследие останутся яркой страницей , легендой в истории нашего цирка»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter