Особенности бесплатной российской медицины

Особенности бесплатной российской медицины
Новость

29 декабря 2013, 16:00
Особенности бесплатной российской медицины

Поход в городскую поликлинику – отличный стимулятор для повышения трудоспособности. Столкнувшись со всеми прелестями, только на словах бесплатной медицины, сразу же становишься готов впахивать словно лошадь (конь) хотя бы ради того, чтобы иметь возможность при необходимости обратиться к платным врачам.

Серьезно, у меня однажды даже была истерика, когда осознала, что не могу позволить себе пройти полное обследование. В элитной клинике назвали приличную сумму с нулями, а в районной заученно проговорили, что номерков/талончиков нет и ближайший месяц не будет! Но вы можете пройти к окошку «платные услуги». Почему я должна платить за то, что положено мне и так? На меня ежегодно выделяются деньги в фонд, где деньги? Непонятно. К счастью, та ситуация легко разрешилась и обследование не понадобилось. Причина недуга, как оказалось, лежала на поверхности. Но ни терапевт, ни ряд с боем пройденных врачей – ее в упор не видели.

Есть такая известная история, как однажды Далай-Ламу спросили, что его больше всего изумляет. На что он ответил: «Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья.» Россияне уверенно идут по этому пути. Выражение «качественная бесплатная медицина» - стало настолько фантастическим, что люди охотнее верят уже в существование Деда Мороза, нежели во врачей-спасателей.

Безусловно, есть мастера своего дела, которыми мы можем гордиться. Печально, что большинство из них либо давно сидят в хорошо освещенных, платных клиниках, либо вообще за рубежом. Выходит, что в районных поликлиниках нас обсуживают или делают хотя бы вид, те, кто не смог в свое время прорваться ни туда, ни туда. Это как учитель физкультуры в младших классах, который мечтал стать олимпийским чемпионом, но не вышло и поэтому за его несостоятельность платят дети.

Но вернемся к «нашим баранам». В 2011 году по России пронеслась новость о том, что отныне вводится единый полис обязательного медицинского страхования. Тогда всем пообещали, что это решит ряд вопросов, а главное россиянин сможет обратиться к врачу, находясь в любой точке своей страны. Меня это еще тогда смутило. Можно подумать, если ты едешь в соседний город, то вместе с билетом РЖД при себе надо иметь еще дополнительно страховку, будто ты не в Москву из Петербурга направляешься, а в Индию или Африку. Но, как оказалось, это действительно была серьезная проблема и если вы наивно полагаете, что она разрешилась, то вы либо вовсе не в России живете, либо находитесь в танке.

Если по порядку, то обмен и получение полиса нового образца сопровождалось уже привычными нам очередями и нервами: своими, того, кто занимал за тобой и после тебя, тети в окошке и даже компьютера в кабинете, он так нервничал, что за несколько часов приема зависал трижды. Потом наступала фаза ожидания и только потом на руки выдавалось о, сокровище – бумажка без который в поликлинике вы сами знаете кто.  А самое забавное, что с ней тоже.

Тогда же была внедрена суперсистема записи к врачам по районами. Идея действительно отличная! Стало возможных записывать к нужному специалисту либо через телефон, либо через интернет-портал.  Даже специальные железные гробы установили в холле поликлиник, но все путали их с терминалами для начисления денежных средств на мобильный номер.

Я опробовала на себе все три способа и могу сказать, что самый бесполезный – последний. Бабушки боятся этих технических машин и предпочитают проверенный годами телефон. Молодежи проще воспользоваться интернетом дома, а не идти специально в поликлинику. Впрочем, в реальности не работают все три варианта. Система единая и, что оператор телефонной линии, которого ты прождал минут 40, что сайт онлайн-записи, что этот бесполезный агрегат в фойе, который склонен зависать – все они сообщат одну новость – свободных окошек нет! То есть они есть, но через недели две, а то и месяц. Но логично предположить, что если человек обращается за помощью, то она нужна ему сейчас. Через месяц он может и отбросить копыта.

А вот для таких есть старая игра, которую очень любят в поликлиниках, называется она – «кто не успел – тот опоздал» или «успей к открытию». То есть тогда надо идти и вырывать из лап регистратуры талончик, их обычно в наличие от 5 до 10 штук, смотря какой врач. Раздают с 8 утра, но очередь лучше занять уже в 7, не один вы такой умный и несчастный одновременно.

Немногим лучше дела обстоят в центре города, нежели на окраинах, как мне показалось. Если в Красносельском районе Петербурга людей столько, что в очередях они просто звереют, то в уже Центральном районе все-таки есть шанс попасть к врачу в более короткие сроки. Хотя компетентность людей в белых халатах оставляет желать лучшего и там и там.

Кстати, возвращаясь к единому полису, важно отметить, что совершенно непонятно зачем он создан, если для того, чтобы ходить в поликлинику в другом районе, необходимо выписаться из одной и зарегистрироваться в новой. Будто прописка, ей богу. А как тогда быть, находясь в другом городе? Буквально несколько месяцев назад меня занесло в поликлинику для получения справки, где наблюдала малоприятную картину: нервная, со слезами на глазах женщина объясняла, что она прописана в этом районе есть карточка в данной поликлинике, но помощь нужна ее сыну, который приехал погостить, он из северного региона страны, у него рак и ему нужна помощь. Мать этого парня сквозь зубы спрашивала, почему им не могут оказать помощь и как найти главврача. Единый полис говорите?

Еще лично я очень люблю «платные-бесплатные» услуги. Это когда ты идешь к врачу и анализы совершенно внезапно оказываются платными в казалось бы бесплатной поликлинике. Врач настаивает на их сдаче и сообщает стоимость. А потом спустя время в страховой сообщают, что ты вовсе не обязан был платить за них. Некоторые идут по пути: «не хочу, не буду». Но на это у данной организации тоже есть свой ответ: жди, терпи. И вот ты ждешь, например, томографию головного мозга.  И тебе звонят спустя полтора месяца на домашний номер, в восемь утра, с радостной новостью о том, что очередь все-таки дошла, но ехать надо не просто на другой конец города, а вообще в другой город – Пушкин.

Или другой вид опасных бесплатных услуг – стоматологические. Признаться, я однажды направилась туда с острой зубной болью. Отстояв несколько часов в очереди и насмотревшись на людей, которые уже покушаются разбить окошко регистратуры или лицо тебе за то, что «ты не за тем стоишь», становится страшно интересно, что же будет дальше. А дальше открытая дырка в зубе с лекарством, платная анестезия, которая замораживает обе стороны челюсти и дальнейшие походы уже в платные стоматологические клиники.

Но все это ерунда, по сравнению с вызовом «скорой» помощи для пожилого человека у которого то инсульт, то отравление, а то вообще перелом ноги. «Скорая» приезжала быстро лишь раз из трех, потому что к этому времени удалось раздобыть не единый номер «03», а конкретный районный. Будьте готовы к тому, что врачи «скорой» не будут сильно церемониться ни с вами, ни с умирающим от боли человеком. Если сломали ногу, то придется самим в два часа ночи искать носильщиков и потом самостоятельно уже в больнице перетаскивать с носилок в «такси». Возможно, вам повезет и водитель-узбек, окажет помощь. Но не ждите ее от врачей, у них и так хлопот хватает, вы только мешаетесь под ногами.

Создается впечатление, что фраза: «нет человека – нет проблем», характеризует почти всю нашу современную медицину. Поэтому, не болейте в новом году.

Анастасия Быцина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter