Бизнес по-Алтайски: инвестиций - на рубль, эффективности - на копейку

Бизнес по-Алтайски: инвестиций - на рубль, эффективности - на копейку

25 июля 2014, 09:14
Общество
Бизнес по-Алтайски: инвестиций - на рубль, эффективности - на копейку

Шоком для властей Алтайского Края стали результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, впервые проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Несмотря на огромные инвестиции, климат оказался вредным для здоровья бизнесменов. Губернатор расстраивается: недосмотрел, опросили кого попало.

Объемы поддержки бизнес - гордость Алтайского края. Здесь едва ли не первыми в Сибири внедрили региональный инвестиционный стандарт; в то время как в целом в России темпы экономического роста падают, здесь инвестиции привлекают все активнее с каждым годом. Их объем в 2013 году составит почти 93 млрд. рублей - на 4,2% выше уровня 2012 года. В итоге край вышел на вторую позицию в СФО. Ну а за пять месяцев этого год приток инвестиций увеличился почти в полтора раза.

В общем-то Алтайский край весьма неплохо смотрится в общем рейтинге субъектов: поднялся на 9-е место по интегральному индексу, входит в число “хорошистов” Но цифры в отчетах и средние показатели - одно, а жизнь и конкретные данные - совсем другое. Эту горькую истину еще раз вспомнили алтайские власти.

Так, если по уровню развития институтов для бизнеса край - в четверке лидеров то по инфраструктуре и ресурсам - пятый с конца. Ну и совсем плохо в регионе с поддержкой малого предпринимательства.

“Я не ожидал, что по данному показателю мы получим самые низкие оценки, - расстроился губернатор Алтайского края Александр Карлин. Ведь объемы государственной поддержки малого бизнеса у нас за последние годы выросли на порядок. Но в рейтинге учитывались не объемы, а эффективность господдержки”. И тут мысль губернатора, опечаленного тем, что, оказывается, работать нужно еще и эффективно, делает неожиданный поворот: “Причем многие оценки получены путем опроса представителей малого бизнеса А мы не смогли рекомендовать фокус-группы, которые бы действительно представляли наше предпринимательство”.

Что это значит? АСИ, минэкономразвития России, ТПП РФ и все остальные оказались дураками и не смогли правильно выбрать респондентов? Или то, что власти не успели договориться и подсунуть тех, кто будет отвечать “правильно”?

“В опросе участвовали рядовые предприниматели Алтайского края, а в формировании списков для опроса принимали участие в том числе и региональные органы исполнительной власти” - парировал руководитель представительства Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в Сибирском федеральном округе Илья Воронов. - Естественно, что каждое мнение субъективно, но хотелось бы, чтобы руководители регионов воспринимали результаты рейтинга как определенный лакмус, указывающий на возможные точки роста”.

На заседании экспертного совета по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае на прошлом неделе губернатор Карлин показал, что видит “точки роста” - одной из них, по Оруэллу, должна стать правильная лексика. Он философски отреагировал на реплику одного из представителей районов, говорившего о “мелком бизнесе”: «Мелкими бывают жулики и воры, а бизнес — малым. Когда у вас будет правильный лексикон, то и дела пойдут лучше» . Отличный совет.

Между тем эксперты кричат о кризисе малого бизнес, и в первую очередь - в сфере торговли. По данным Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, число ИП в оптовой и розничной торговле за последние годы уменьшилось на 4%.

“Серьезный рост инвестиций – это строительство новых торговых объектов, в первую очередь – новых торговых форматов”, - признает заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства с подходящей фамилией Денежкина. Вот только эти супермаркеты и сети и душат мелких предпринимателей.

“Пугает постоянная чехарда, связанная с налоговой и пенсионной системами.

Чтобы двигаться дальше, необходим мораторий на принятие решений, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса. Необходимо остановиться и принять общую стратегию развития предпринимательства, в том числе и на региональном уровне”, уверен председатель Союза предпринимателей края Юрий Фриц.

Губернатор отвечает: уже в этом году краевые власти начнут внедрять в городах и районах края “муниципальный инвестиционный стандарт”. Может быть, хотя бы он поможет предпринимателям не просто выживать, но и эффективно работать?

Дарья Фирсова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter