Ювелирная работа: уральскую дорогу сделали из самоцветов

Ювелирная работа: уральскую дорогу сделали из самоцветов

24 июня 2014, 09:30
Общество
Ювелирная работа: уральскую дорогу сделали из самоцветов

Челябинские дорожники оказались настолько щедры, что вместо щебня вымостили дорогу полудрагоценным камнем змеевиком.

Картину, достойную сказа Бажова, обнаружили на Южном Урале специалисты Росфиннадзора. Планово проверяя отреставрированную трассу М5, члены экспертной комиссии наткнулись на зеленые камни, подозрительно лежащие у обочины. Было принято решение - “копнуть поглубже”.

«Когда у ревизоров возникли подозрения по поводу использованного материала, было решено вскрыть дорожное полотно на одном из реконструированных участков. Взятые пробы щебня были отправлены на экспертизу. Она подтвердила, что это серпентин, который более известен как змеевик”, - цитирует руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области Марата Муллаянова SmartNews.

Змеевик, как известно, - поделочный камень, любимый многими мастерами. Из него делают шкатулки, статуэтки, украшения. Блюдо, украшенное змеевиком, считалось не зазорным подарить самому Никлоаю II. Вот только для дорожных работ камень не подходит: слишком дорогой. Если щебень стоит около 400 рублей за тонну, то змеевик - от 3 000 рублей.

Что нашло на дорожников, вечно жалующихся на отсутствие средств на ремонт трасс, почему выгоднее оказалось использовать столь дорогой материал? “Это может быть лишь в одном случае – если «змеевик» достался им вовсе бесплатно (в простонародье говорят – был украден)”, - предполагает известный блогер Александр Подопригора, "раскрутивший"  в Сети всю эту историю.

Геологи уверены: “перепутать” с обычной щебенкой змеевик было нельзя.

Даже если он не обработан, по нему видно, что это не обычный камень. У него структура волокнистая, он зеленого цвета, и окраска у него зернистая" .

Проблем не только в стоимости, но и в размере камней. Если стандарт устанавливает максимальный размер щебня для отсыпки дорог - 70 мм, то змеевик там валяется в булыжниках по 800 мм в поперечнике. Что, кстати, повышает его стоимость.

Ну и главный вопрос, который волнует всех - долго ли протянет такая дорогая дорога? Змеевиком отсыпано около 30% участка трассы в районе сел Травники, что в 60 километрах от Челябинска. Участок этот нагруженный и важный - по нему лежит путь из Челябинска не только в европейскую часть России, но и в крупные промышленные центры региона — Миасс и Златоуст. Видимо, дорогу через год вновь придется ремонтировать, ведь эксперты уверены: камень этот слишком мягкий, чтобы использовать его для строительства, скоро он прекратится в драгоценную пыль. Но сейчас перестилать дорогу уже поздно: реконструкция обойдется дороже, чем “спасенный” змеевик.

Чиновники оправдываются: дорогой камень зарыли в землю случайно. “Материал для отсыпки дорог подрядчик привозит со своего карьера. В выработке попался пласт змеевика”. Но слишком странные эти подрядчики-добытчики - за самоцветы они якобы не попросили ни одной лишней копейки.

“Крайним” же в этой истории в итоге оказался руководитель областного государственного унитарного предприятия «Челябинскавтодор» Константин Овчинников. Может быть, он хотел змеевиком улучшить “карму” дороге и себе, ведь астрологи считают этот камень талисманов для деловых людей, способным оградить их от опасностей? Неизвестно. В любом случае камень не только не уберег его от проблем (пару недель Овчинникова взяли под стражу за трехмиллионную взятку, которую он получил за оказание покровительства некому бизнесу), но и подкинул лишних проблем.

Корнем всей этой истории можно считать коррупцию, воровство и безалаберность (еще в 2012 году Челябинск был вторым в рейтинге регионов с худшими дорогами, можно же было за несколько лет что-то поправить!), если бы не высказывание главы области Борис Дубровского, оброненное им с месяц назад: “По хорошим дорогам люди будут уезжать работать "на вахту!". Тут-то и встает все на свои места. На какие только траты и ухищрения ни пойдешь, чтобы поддерживать хорошую демографическую и миграционную статистику. Скажите спасибо, что не ватой дорогу выстлали.

Дарья Фирсова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter