Курение, конечно, смерть... но жить-то здорово!

Курение, конечно, смерть... но жить-то здорово!

Курение, конечно, смерть... но жить-то здорово!

16 апреля 2014, 19:50
Общество
Курение, конечно, смерть... но жить-то здорово!

Сегодня стало известно, что депутаты Госдумы предлагают внести сразу несколько изменений в закон «О рекламе». Очередному запрету может быть подвержена «негативная реклама».

Безусловно, для подавляющего числа наших соотечественников практически любая реклама явление скорее отрицательное, чем положительное. Так что же имели в виду слуги российского народа под этим загадочным словосочетанием? Оказывается, «негативная реклама» - это та реклама, которая заставляет человека чувствовать себя несчастным и больным, а также использовать образы врачей и других профессионалов для давления на потребителей.

Депутаты поясняют, что третью статью закона «О рекламе», которая дает разъяснение разным видам существующей рекламы, нужно дополнить новым пунктом: «13) негативная реклама — реклама, содержащая сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности».

Бывает ли у вас такое, что после увиденного рекламного баннера «СПИД не дремлет, предохраняйся!» или «Курение опасно!»  на душе становится тоскливо, начинает болеть голова, а в голове появляются мысли о суициде? Вопрос весьма спорный. Но не для депутатов Государственной думы РФ. По их мнению, от такой вот рекламы «у человека может развиваться депрессия, навязчивые состояния, что в свою очередь может приводить к ослаблению организма».

Депутаты считают, что рассказывать о болезнях необходимо в медицинских учреждениях, о важности соблюдения правил дорожного движения – на территориях, прилегающих к дорогам, о вредных свойствах отдельных товаров – на их упаковке.

То есть, если ты не покупаешь сигареты, то знать об их вреде тебе ни к чему. На самих же сигаретных пачках уже  полтора года красуются жуткие изображения с надписями о вреде табакокурения. Общаясь с постоянными курильщиками и спрашивая их о том, не останавливают ли эти иллюстрации от покупки очередной никотиновой дозы, получаешь в ответ усмешку. Иными словами, та же антитабачная реклама в первую очередь направлена на тех, кто ещё не начал курить. Курильщиков со стажем картинками и надписями не напугать. В Госдуме, судя по всему, думают иначе.

Впрочем, нельзя не согласиться с депутатами, что большое обилие рекламы раздражает. В принципе. Зачастую не важно, что хотят от тебя её создатели: чтобы ты пользовался презервативами, переходил на зеленый сигнал светофора, или попробовал новый хеппи-мил в Мак’Доналдсе. Раздражает всё. Пожалуй, многие согласятся с тем, что порой реклама продуктов питания и банковских услуг вызывает значительно больше негативных эмоции, чем её социально направленные собратья.  Но, как известно, реклама - двигатель торговли, а значит запретить её невозможно.  В отличие от социальной, которая к торговле прямого отношения не имеет.

Можно долго спорить о том, несёт ли пользу социальная реклама, или предостережения от всего на свете бессмысленны – единого мнения на данный счёт пока не существует. Также бытуют разные мнения о том, какая реклама сильнее воздействует на людей и может привезти к положительному результату – там, где изображен положительный образ  того «как надо» (улыбающийся накаченный парень рядом с надписью «Бросай курить, выбирай спорт!») или иллюстрация возможных последствий курения, алкоголизма и т.д. и т.п.

В прочем, есть у инициативы депутатов Госдумы ещё одна интересная деталь: предлагается запретить врачам, фармацевтам и представителям различных профессиональных сообществ рекламировать товары, так как это создает у зрителя ошибочное представление о преимуществах этого товара.

Совсем недавно, 14 апреля, стало известно, что сразу несколько аптечных ассоциаций обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести расследование законности рекламы рецептурных лекарств в программе Елены Малышевой.

В своем душещипательном шоу самая эксцентричная медийная врач России рассказала о том, что для предотвращения старения очень поможет лекарство, которое, как потом, оказалось, используется для улучшения потенции и вообще отпускается по рецепту врача, так как является сильнодействующим. В итоге некоторые российские домохозяйки возраста «45+» отправились в аптеки, требуя именно этот препарат, чтобы как можно дольше сохранить свою природную привлекательность.

Мы снова видим картину, когда дорога к благим намерениям вымощена инициативами депутатов Госдумы и цель может оказаться недостигнутой. Если запрет на участие медработников в рекламе лечебных средств выглядит вполне логичным, то остальная часть предлагаемых изменений в закон « О рекламе» достаточно спорна. Очень любопытно будет взглянуть на то, как изменится (и изменится ли вообще) статистика роста числа потребляющих никотин, алкоголь и наркотики, а также ВИЧ-инфицированных и погибших в ДТП после того, как «негативная реклама» покинет общедоступные места. Кто знает, может быть лозунги «Жизнь прекрасна!» и «Будь здоровым!» действуют на людей благоприятнее, чем «Курение смерть!» или «Наркотики зло!»?...

Виталий Беспалов

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter