Динь-дон-ведьма умерла

Динь-дон-ведьма умерла

13 июля 2014, 15:59
Общество
Динь-дон-ведьма умерла

Валерия Ильинична, конечно, знаковая фигура была. Сейчас видно. Хотя те, кто сейчас рассказывает о масштабе и исключительности ее личности, попробуй еще полгодика назад сослаться на Новодворскую в дискуссии, может, захихикали бы глумливо и пальцем у виска крутили. Дескать, чего вы больных на голову цитироваете. Ну, вот был в начале 20 века "великий немой", а у нас - "великий больной". Какая эпоха, какая у нее идея - такое у нее и лицо. Лицом 90-х, думаю, так и останутся Ельцин и Новодворская. Можно, конечно, говорить, что лучше уж Валерия Ильинична, чем квадратный интерфейс с дырками, как у среднестатистического единоросса, все можно. Но факта это не отменяет.

В общем, по тому, как взбурлило, все очень хорошо видно. Путин соболезнования принес, слово "Новодворская" стало попадаться чаще, чем слово "Украина" - тоже по нынешним временам показательно. Шеварнадзе такой реакции не вызвал. Не вызвал он и предъяв к тем, кому не нравится, что на Украине глумление над покойниками превратилось в одну из самых популярных разновидностей фольклорного творчества (наряду с кричалками про соседнего президента и коллективными прыжками). Я так понимаю, тех, кому не нравится, стремительно настигла судьба православных, которым положено быть святыми всем до одного, чтобы их носом в каждый грязный угол не тыкали. И если вдруг несколько человек высказались на грани или за гранью приличия о покойной иконе либерализма, а их решительно не асудили и не подвергли обструкции коллеги, то всех коллег следует отправить в скам. "А вот я зашла в церковь, а на меня там бабушка-свечница наорала. Какие же вы православные, если у вас в Усть-Подгорищенской церкви Закукуйского района бабушка в церкви орет, а вы по этому поводу молчите", вот это вот всё, давно известное. 

Щас сюда, небось, придут со мной спорить и меня списывать в скам тоже, но у меня позиция по поводу реакции на смерть публичных фигур выработалась довольно давно, и менять ее в актуальном политическом контексте не вижу смысла. Ровно потому, что не собираюсь ни перед кем казаться лучше, чем я есть. Если люди целенаправленно ищут повода смешать тебя с говном, выступать с позиции "я не такая, я жду трамвая" - совершенно неконструктивно. Повод они и другой найдут, а ты в итоге будешь себя чувствовать дебилом. И да, я имею право говорить что угодно и о ком угодно, а вы имеете право относиться к этому как угодно. Ни мне, ни вам для этого не нужно проходить никакие специальные проверки на соответствие чему бы то ни было. Да здравствует свобода слова.

Так вот, позиция моя сформировалась давно, потому что адские срачи вокруг смерти публичных фигур с обсуждением истинного смысла фразы про "хорошо или ничего" возникают каждый раз, когда кто-то помирает. И не будем забывать легендарный твит про макароны в аду. (Кстати, про бабу Леру уже макаронотвит сделали или всем эта шутка окончательно надоела?) Позиция моя, собственно, такая: лучше, конечно, всех любить и всех прощать, но это такая вещь, которой я не могу ни от кого требовать. Я не могу ни от кого требовать быть святым. Потому что кто я вообще, чтобы такое другим предъявлять? Любовь к людям и прощение - сложные вещи, требующие огромной, тяжелой внутренней работы. Так что если кто-то не любит какого-то конкретного человека настолько, что даже после смерти этого человека может только кучу гадостей про него наговорить, я это могу понять. Лучше бы так не было, но мы не в Элизиуме живем. И сама я много кого очень сильно не люблю. Так что ни шотландских шахтеров, организовавших праздник под девизом "Динь-дон, ведьма умерла!" после смерти Маргарет Тэтчер, ни тех, кто недавно писал про Шеварнадзе "сдох старый мудак", я осуждать не буду. То же касается и Новодворской.

Ненависть, скажем так, личная, и ненависть, скажем так, массовая - две большие разницы. Частная ненависть одного человека к другому - его частное же дело до тех пор, пока он по этому поводу УК не нарушил. А в случае с мертвым она вообще никому, кроме этого конкретного человека, навредить не может. Есть разница между ненавистью к конкретному Кацу и ненавистью к евреям. По последствиям, в том числе. По последствиям оно вообще несоизмеримо. 

За вчерашний день я несколько десятков раз прочитала, что на самом деле Валерия Ильинична была замечательным во многих отношениях человеком. Может быть, но, честно говоря, мне все равно. Лично я с ней знакома не была и знакомиться не собиралась. Однако этот замечательный человек практически всю жизнь занимался ровно одним: транслировал в эфир массовую ненависть. Концентрированную, дистиллированную, с вложением в это всех душевных сил и полной самоотдачей. И больше ничего. Никакого другого месседжа покойная в мир не принесла. Стоит ли удивляться, что ее многие, мягко говоря, очень не любят? Динь-дон, ведьма умерла...

Елена Чаусова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter