Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений РФ

Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений РФ

Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений РФ

11 апреля 2014, 12:26
Общество
Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений РФ

Последние события в стране и в мире вывели на авансцену гражданской активности представителей традиционных конфессий России, российские патриотические организации разных форм, в том числе и массовые общественные движения, и организации российского казачества, и военно-исторические общества.

Сегодня при отстаивании собственной позиции данные организации часто сталкиваются с неоднозначной трактовкой отдельных частей УК РФ и правоприменительной практикой Российского законодательства.

Свобода вероисповедания, равенство религиозных объединений, их отделение от государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, в законодательстве отмечен и исторический аспект. Так, в преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится об «особой роли» православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму.

Особое внимание уделяется четырем так называемым «традиционным» религиям: православию, исламу, буддизму, иудаизму.

Неоднократно предлагалось закрепить законодательно термин «традиционная» религия, но с разным наполнением. Иногда предлагали считать традиционными православие, ислам и буддизм, в других вариантах – все конфессии, существовавшие к началу 1990-х годов. По мысли авторов, правовое закрепление термина позволило бы укрепить позиции тех конфессий, которые бы были признаны традиционными. Были инициативы закрепить термин «традиционная религиозная организация», который мог бы усложнить положение «раскольников», выделившихся из некогда единых религиозных структур.

После опыта 1990-х годов, когда многие новые для России религиозные объединения активно внедрялись в образовательные учреждения, в вопрос о «традиционности» вероисповедания упирается и проблема преподавания истории и культуры религии в школе. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2007 г. рекомендует органам управления образованием субъекта Российской Федерации сотрудничество с представителями централизованных религиозных организаций, вошедших в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, в связи с отсутствием в законодательстве определения «традиционных» религий и вариативностью включения в состав «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России».

Кроме того, в рамках действующего законодательства не определены многие понятия, например, «религия», «традиционная религия», «секта», «вероучение», «совместное исповедание и распространение веры», «религиозный обряд», «религиозная церемония». Не существует четких критериев, по которым организация может быть признана религиозной или, наоборот, не признана таковой. От трактовки всех этих терминов и их законодательного закрепления зависит расчерченность религиозного поля России, границы возможной деятельности конфессий и новых религиозных движений.

Из определения термина «традиционные» по отношению религиозным вероисповеданиям в ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях» может вытекать и изменение правоприменительной практики статьи 148 УК РФ. В случае, если Законе о свободе совести будет внесен список всех зарегистрированных религиозных организаций, то в УК может появиться ссылка на данный перечень, что может стать существенным подспорьем в деле  укрепления  роли, традиционных религиозных конфессий России и имеющего «особую роль» православия, и ограждению их от преступных посягательств оскорбления чувств верующих, осквернения Храмов и т.д.

Важно отделить истинные религиозные объединения, выражающие чувства тысяч своих адептов, от организаций однодневок, решающих сиюминутные интересы нескольких людей, или проводящих их руками чужую политику, внедряющих на территории России чуждые нравственные и моральные стереотипы поведения, на деле разлагающими молодежь, насаждающими диктат в сознании части общества тоталитарных сект.

Так же особое внимание нужно обратить на правоприменительную практику Статьи 282 УК. В настоящий момент уже можно с достаточно большой долей уверенности констатировать, что данная статья, к большому сожалению, часто используется против патриотически настроенных организаций и движений, в отношении их руководителей и активистов.

Представляется, что корректировать статью нужно в нескольких направлениях.

Уже сейчас звучат достаточно конкретные предложения.

Вот только некоторые из них.

  • Более четко конкретизировать, что имеется в виду под словами «пол», «происхождение» и «язык».
  • Определить понятие «национальных и этнических преступных группировок». Сегодня это понятие вообще отсутствует в УК, а статья применяется в отношении тех, кто пытается оперировать этими понятиями.
  • Рассмотреть возможность введения понятия «русофобия» в статью, как отдельный состав.
  • Сделать исключения для применения статьи в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации (сегодня применяется) лиц совершивших преступления.
  • Незнание русского языка для работающих в России мигрантов является существенных административным правонарушением, поэтому статью нужно скорректировать таким образом, чтобы исключить из нее все, что относится к незнанию русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства находящимися на территории РФ более определенного времени, или незаконно находящимися на территории РФ.
В отношении статей 282.1 и 282.2 Необходимо более четко дать понятие экстремизма, поскольку сегодня  очень часто к экстремистским организациям относят русские национальные движения и ассоциации.

Первая экспертная конференция из цикла «Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений Российской Федерации», посвященная обсуждению обозначенной выше проблеме пройдет 9 апреля в Вологде, следующая 16 апреля в Калининграде, и завершающая – 24 апреля в Санкт-Петербурге.

Тема действительно очень острая и дискуссионная, вызывающая неоднозначную реакцию в разных социальных слоях общества.

Но тем интереснее будет дискуссия, тем острее и злободневнее ожидаются выступления.

Важно отметить, что это не разовая акция, а долгосрочная продуманная и подготовленная программа, организованная Благотворительным Фондом «Новомученников и исповедников Христовых» в рамках проекта Русский правозащитный Центр на средства гранта администрации Президента РФ.

Фото с конференции «Актуальные аспекты модернизации законодательного обеспечения межэтнических взаимоотношений, деятельности традиционных религиозных конфессий и патриотических объединений Российской Федерации»:

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter