8 июня 2021 года на канале «Осторожно, Собчак!» появилось новое интервью. В нём приняли участие обе экс-солистки культовой поп-группы ранних нулевых — «Тату».
Однако внимание публики привлекла не столько история продюсерского проекта, который стал едва ли не самой узнаваемой за рубежом российской группы за всю историю нашего шоу-бизнеса — и даже не перемены во внешности Лены Катиной и особенно Юлии Волковой (к этому все уже привыкли), — сколько троллинг, который организовала для Волковой Ксения Анатольевна.
Собчак спросила Волкову, что та знает о законе Димы Яковлева. Это, напомним, принятый вскоре после американского «пакета Магнитского» российский федеральный закон №272, который запретил гражданам США усыновлять детей из российской системы призрения сирот.
Юлия Волкова попросила уточнить, что это такое, и Собчак с невозмутимым лицом «объяснила», что закон Димы Яковлева запрещает детям в небольших городах играть в футбол возле оживлённых автомобильных трасс. Волкова это объяснение приняла за чистую монету и сказала, что такой закон она, конечно, поддерживает.
Примечательно, что в ближайшие часы после публикации интервью на Youtube в Сети заметно выросло количество поисковых запросов об этом законе. Успевшие с 2012 года подзабыть, в чём там было дело и кто такой, собственно говоря, Дима Яковлев, пользователи Рунета начали гуглить историю вопроса.
Мальчик по имени Дима Яковлев родился во Псковской области в 2006 году и оказался в доме ребёнка. Он находился в детдоме для детей с поражениями ЦНС и нарушениями психики. В 2008 году его усыновила пара из штата Виргиния.
Через три месяца после усыновления мальчик погиб. Отец оставил его на заднем сиденье автомобиля — на девять часов под палящим солнцем. На следствии отец мальчика Майлс Харрисон говорил, что был уверен, что завёз сына в ясли. Решением суда Харрисон был оправдан.
В том же 2008 году было возбуждено уголовное дело в России — Следственный комитет выяснял обстоятельства смерти мальчика и степень законности его усыновления в США.
Федеральный закон №272 был принят спустя четыре года — в 2012-м. Одна из поправок к нему запрещала гражданам США усыновлять российских детей.
В прессе закон Димы Яковлева нередко называют «ответом на акт Магнитского» — закон, инициировавший персональные санкции США против граждан России, подозреваемых (опять-таки США) в причастности к смерти аудитора Сергея Магнитского. Сергей Магнитский умер в больнице следственного изолятора после неполного года заключения — по официальной версии, от сердечно-сосудистой недостаточности.