Буряты предпочитают “зоофилию” памятнику казакам

Буряты предпочитают “зоофилию” памятнику казакам

Буряты предпочитают “зоофилию” памятнику казакам

1 июня 2014, 12:40
Общество
Буряты предпочитают “зоофилию” памятнику казакам

Пугающих лошадей, казаков и детские тюрьмы обсуждали в Улан-Удэ на круглом столе, посвященном национальному колориту. Чиновники и общественники в очередной раз встретились у камня преткновения - местных памятников.

Заседание общественной платы оказалось достаточно шумным, и это неудивительно - вопрос национального и универсального в мире глобализации стоит весьма остро, а в республиках, где сталкиваются интересы империи и коренного населения - и того острее.

Камнем преткновения стали улан-удэнские памятники авторства Алексндра Миронова - долгое время единственного скульптора, выполнявшего заказы в городе.

Есть мнение, что в Улан-Удэ мало местного колорита, но некоторые уверены в обратном. “Почему у нас архитектура угрожающая? Лошадь клыки выпускает. Воины стоят в доспехах, один лук натягивает, как будто в глаз кому-то хочет попасть”, - вопрошал профессор БГУ Царев. “В других городах много скульптур, и все они доброжелательные!” - добавил он. Хорошо не сказал, что скульптуры насилуют детскую психику.

“Какая-то зоофилия с этими козликами, тиграми и так далее…”- продолжали слышаться реплики недовольных. “Зачем нам нужны эти животные? Нам есть, кем гордиться, а памятник должен учить”, - по-советски заявил противник национального колорита общественник Карнаухов.

 Правда, нашлись и ценители местного эпоса. “Каждая тематика соответствует своему стилю, тут многие говорят, лошади стоят агрессивные, оскалились. Нет, это своеобразная тематика - «стихия», она была задумана Александром Мироновым”, - неожиданно заступился за бурятов председатель республиканского союза художников по фамилии Русских.

Впрочем, темой сконцентрировавшей в себе все противоречия, стал все-таки не бурятская зоофилия, а отношения с казаками.

Уже несколько лет в Улан-Удэ то инициируют, то со скандалом прекращают обсуждение об установке памятника казакам-”первопроходцам” на месте Удинского острога. Тема, понятное дело, для бурятской стороны болезненная.

Острог был построен в XVII веке для сбора яска и, как напомнил общественник Николай Федотов, был по совместительству тюрьмой. “В удинском остроге в подземелье сидели дети богатых бурят в виде заложников. И что, памятник удинскому острогу – памятник детской тюрьме, что ли?”- возмутился общественник, и с ним сложно поспорить. “Первопроходцы могут быть в Антарктиде, где никто не ходил, а здесь шла жизнь, и люди здесь жили!” - добавил он.

Казаки в лице местного атамана Бориса Бородина, в свою очередь, сделали ставку на наивность: “Неужели нельзя поставить памятник казакам, не противопоставляя его бурятскому населению и не затрагивая национальную тему?” Ну как будто казаки в свое время просто в гости зашли, да так и засиделись. “У нас же многонациональная республика”, напомнил казак бурятам и попросил дать разрешение на возведение памятника хотя бы к 2017 году.

Между тем, буряты и так обижены историей: в сущности, из-за казаков Улан-Удэ оказался застроен колониальной (читай - имперской) архитектурой и не считается сейчас историческим поселением . Хотя ученые говорят: казаки уж точно не были первыми поселенцами на месте Улан-Удэ . Да и результаты раскопок, по некоторым данным, показывают: столица Бурятии может претендовать на звание древнейшего города России, города с двухтысячелетней историей. Но историю пишут победители, и летосчисление Улан-Удэ ведется со времени колонизации бурятской земли Российской империей.

 "Надо слушать историю, а то получится как на Украине", - туманно предупредил противников памятника человек с фамилией Царев. Не очень-то понятно, что он имел в виду, но зато ясно, что после урока Крыма национальное самосознание всякого рода сепаратистов только воспаряло,  и теперь, очевидно, не видать казакам памятника на бурятской земле.

Дарья Фирсова

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter