Posted 20 января 2022, 11:02
Published 20 января 2022, 11:02
Modified 17 сентября 2022, 07:00
Updated 17 сентября 2022, 07:00
Не прошло и двух недель, как первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу и ответил на три главных вопроса, интересующих всё постсоветское пространство: жив ли он, где находится и на чьей стороне выступает. Пенсионер Назарбаев заявил, что слухи о его конфликте с Токаевым являются беспочвенными, а сам он находится в столице, на заслуженном отдыхе. Также Нурсултан Абишевич признался, что не знает кто стоит за беспорядками и что следствию ещё предстоит разобраться в этом вопросе.
Вроде бы ответы есть, но вопросов стало ещё больше: если он жив, почему не выступил раньше? Если он не враг Токаеву, почему не призвал сплотиться вокруг него в самые трудные дни? Почему не сказал о своём отношении к вводу миротворческого контингента?
Такое запоздалое обращение может свидетельствовать лишь об одном: торг между элитными группировками окончен и Дед выторговал индульгенцию себе и своему близкому кругу. В противном случае, он вряд ли стал выходить с подобными заявлениями.
Означает ли это капитуляцию восставших? Тут надо сделать говорку, что помимо «20 тысяч террористов», чьи трупы были выкрадены из моргов, в Казахстане действовали и другие силы, причём не только аблязовские. Вообще, говоря об Аблязове можно сделать вывод, что для него народный подъём стал такой же неожиданностью, как и для его хозяев.
Сегодня Казахстан стоит на пороге новой постназарбаевской эпохи и какой она будет зависит от того, на какие преобразования решатся Токаев и его команда. Мы уже слышали о моратории на повышение цен на газ для населения и создании фонда, в который олигархи уже скинули 12 миллиардов тенге (примерно 2,1 млрд рублей). Однако, говоря о новом формате общественного договора Токаев не конкретизирует с каким именно народом он будет договариваться и о чём.
Здесь мы подошли к другому, достаточно важному вопросу: а договариваться Токаеву нужно с кем? С исламистами? Так ведь у них нет своего политического субъекта, во всяком случае пока. Тогда с кем?
Народ, бросившийся грабить торговые центры и кидать камни в полицию, также не имеет своего представительства в политике. Ранее, таким «народным» субъектом, говорившим от его имени, была Компартия Казахстана, однако она в 2015 году была ликвидирована.
Социалисты, во главе с достаточно пророссийским Айнуром Курмановым, были вынуждены скрываться от репрессий и покинуть страну ещё раньше - после событий в Жанаозене. В результате такой политики «выжженной поляны», когда народ вышел на улицы, этим воспользовались деструктивные силы и это привело не только к беспорядкам и грабежам, но и к отрезанным головам.
Раз уж Токаев решился на общественное переустройство, то хорошо бы ему услышать тот самый народ, который не слышал его предшественник. Сегодня в сети ширится петиция «За демократизацию Казахстана», включающая 14 шагов, которые общество ждёт от властей.
Среди них - проведение амнистии, свобода деятельности политических партий и профсоюзов, обеспечение права на мирные митинги и забастовки, отмена закона «О первом президенте Республики Казахстан» и ограничение деятельности КНБ, принятие новой Конституции и обеспечение свободы слова. Подробнее с требованиями можно ознакомиться здесь.
Будут ли они услышаны? Сомневаемся. Но, как говорится, чем черт не шутит?
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».