Posted 17 ноября 2021, 09:33
Published 17 ноября 2021, 09:33
Modified 16 сентября 2022, 21:30
Updated 16 сентября 2022, 21:30
Этого никто не скажет вслух и не признает, даже если припереть к стенке, но другими словами сложившаяся ситуация не описывается. Просачивающаяся информация о транспортном коллапсе на китайской границе аккуратно пакуется в сетования о том, что «в условиях пандемии коронавирусной инфекции усиливается контроль» и так далее. Суть же происходящего гораздо прямее и грубее.
В общественном мнении существует стереотип, что у нас все китайское, то есть как внешнеторговый партнер Китай воспринимается исключительно как источник импорта. В действительности у нас, особенно в Дальневосточном федеральном округе, но далеко не только в нём огромные и растущие объёмы экспорта в Китай. Причем китайцы закупают у нас не только уголь и лес, а кондитерские изделия и фармацевтические субстанции, продукцию машиностроения и химической промышленности и вообще огромную номенклатуру товаров, вплоть до охотничьих патронов и музыкальных инструментов.
Ещё в прошлом году Китай фактически заблокировал наш экспорт рыбы и рыбных продуктов, потому что якобы на какой-то упаковке то ли с треской, то ли с селедкой обнаружились следы коронавируса. На тот момент, хотя отдельные умники губернского уровня еще заставляли народ ходить в медицинских перчатках, уже было прекрасно известно, что передающийся воздушно-капельным путем коронавирус на поверхностях не живет.
Но Китай по рукам не получил, а транспортная система России получила – пришлось перестраивать логистические цепочки, чтобы огромные объёмы рыбы перенаправить в европейскую часть страны и на другие направления экспорта. Не справились до сих пор – сейчас, более года спустя вице-премьер Абрамченко всё требует разобраться с оптимизацией этой логистики на каком-то уже совершенно анекдотическом для её статуса уровне – типа бесперебойной работы автотранспорта в портах. И не особо получается.
Те, кто вовремя не получают по рукам, начинают тянуть их дальше – это закон воспитания детей, домашних животных и внешнеторговых партнёров. Следующим шагом Китай заблокировал импорт нашей кондитерки, которая туда поставляется в очень значительных количествах: у китайцев совершенно другая пищевая традиция в части сладостей, сами они никаких аналогов тому, что считают сладостями европейцы, не производят.
Поэтому российские шоколад, конфеты, печенье популярны настолько, что китайские туристы, пока были, создавали советских масштабов очереди в кондитерских лавках и делали выручку целым специализированным торговым сетям. Теперь этот импорт в Китай закрыт, потому что и на шоколадках наших, оказывается, живёт коронавирус, который в составе плевка-то до земли долетает уже мёртвым.
По рукам снова не выдали, никакой защиты и поддержки на уровне хотя бы торговых представительств наши производители не получили. Ну вот нам за это и новый шажок. В конце прошлой недели китайцы выдали некое «уведомление штаба по борьбе с распространением коронавирусной инфекции городского уезда Манчжурия» (межгосударственный статус такого документа – бумага для подтирки) о запрете ввоза через железную дорогу пива, минеральной воды, красного вина, растительного масла, кедровых орехов, маргарина, муки и даже палочек для еды – да, мы поставляем китайцам палочки для еды, если кто не знал.
Причем сначала был остановлен весь экспортный поток и только дня через два-три китайцы соблаговолили хотя бы обозначить, на каком основании – на основании «уведомления» какого-то провинциального чиновника без внятных полномочий. А мутное уведомление выдано на основании медицински бессмысленных опасений и, значит, имеет какие-то другие, не связанные с карантинами и защитой от пандемии цели.
В результате Россия молча пережевывает транспортный коллапс на Востоке, оттягивающий, к тому же, фуры и железнодорожные системы от внутренних перевозок и перевозок на европейском направлении, экспортёры несут убытки, которые никто не собирается покрывать. Но русский с китайцем, по-прежнему, братья навек.
По нашим скромным данным, нынешнее обострение ковидистерии на китайской границе напрямую связано с грядущими поставками в Индию комплексов С-400. Как известно, наши китайские друзья несколько конфликтуют с другими нашими друзьями по ШОС и БРИКС. И очень недовольны, что Россия оказалась столь неразборчива в торгово-военных связях.
С этим же связано и первое прошлогоднее китайское предупреждение, когда они упёрлись и не стали покупать у нас рыбу. Тогда переговоры с индийцами об этой сделке шли полным ходом, и друг Си ещё надеялся, что ему удастся отговорить своего северного соседа не давать столь серьёзных козырей в нехорошие руки. Но торговля оружием знает и не такие компромиссы, когда ради другой — более значимой цели, приходится балансировать на грани двух дружб.
Речь, возможно, идёт о том, что Москва всеми возможными способами пытается отговорить Дели от участия в QUAD — объединении США, Индии, Австралии и Японии. Который небезосновательно оценивается как прообраз азиатского аналога НАТО, нового военно-политического блока с выраженным проамериканским и явно антикитайским характером.
При всех разногласиях Индии и Китая Россия крайне заинтересована в том, чтобы обе ключевые державы не только вместе искали пути решения проблем (как двусторонних, так и международных), но и не давали внешним силам возможности манипулировать собой. Пекин в этом смысле более предсказуем, а Дели сейчас ведёт очень рискованную игру.
Принимая решения об участии в QUAD, в Дели исходят из своих интересов: будем балансировать — и в ШОС участвовать, и в QUAD, и у России оружие покупать, и у США. В том числе и для того, чтобы Китай отчётливо видел, что на Индию невозможно давить и бесполезно окружать, финансируя в том числе и Пакистан.
Путину явно очень не нравится та компания, в которой сейчас участвует Нарендра Моди, но противостоять такой стратегии можно лишь путём определённых подачек и уступок. Одной из которых и стала продажа Индии С-400.
Не зря же в сентябре секретарь Совбеза Николай Патрушев приезжал в Дели, уговаривая партнёра не ходить «налево». Только лавируя между всеми противоречиями Китая и Индии, Россия может хоть как-то продавать им своё вооружение и удерживать их от прямого конфликта, но и платит за эту роль и возможность дорогую цену.
А китайцы могут утешиться тем, что в рамках военно-технического сотрудничества комплексы С-400 первыми получили всё-таки они. И есть надежда, что в перспективе могут получить и С-500, если не станут обижаться слишком долго и сильно.
Владимир Путин ведь недавно обмолвился, что к испытаниям уже готовится то ли С-550, то ли — С-600. Вот испытали же давеча какую-то новую модификацию «Нудоли». И ещё что-нибудь испытают, если МКС или китайскую станцию нечаянно не собьют с орбиты. Даже интересно, что будет говорить Рогозин по этому поводу американцам.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».