Posted 2 июля 2021,, 16:06

Published 2 июля 2021,, 16:06

Modified 16 сентября 2022,, 20:47

Updated 16 сентября 2022,, 20:47

Власти хотят избавиться от имиджа «бензоколонки»?

2 июля 2021, 16:06
Для поддержки российского экспорта чиновники приняли ряд решений. И выглядят они не то чтобы очень плохо. Скорее даже наоборот.

Правительство всерьёз озаботилось поддержкой экспорта и предприняло для этого ряд крайне любопытных шагов. Выделены в отдельную группу товары так называемого «несырьевого неэнергетического экспорта». Для них Мишустин за последний месяц каскадом подписал целый ряд постановлений и распоряжений, выделяющих средства. Но не просто так.

Деньги даются на:

  1. Сертификацию товаров на зарубежных рынках. Для продукции высокого передела это очень затратная штука и реальный барьер, не позволяющий заявить о себе где-нибудь в Европе,
  2. Омологацию продуктов. Это означает, что, если товар в чём-то недотягивает до требований какого-то конкретного рынка, правительство выделит деньги на доведение до ума, чтобы всем требованиям удовлетворял,
  3. Послепродажное обслуживание. Т.е. производитель может строить в стране, где пытается продать свой товар, сервис-центры, а государство даст ему на это денег. Что, само собой, и товар впишет в нормальную систему продаж, и избавит от необходимости кланяться каким-то зарубежным ремонтникам,
  4. Выставки и ярмарки. Правительство готово спонсировать даже такое промо, чтобы наш производитель мог заявить о себе.

Весь этот неожиданный правительственный рывок выглядит в кои-веки раз чрезвычайно здраво. Нет, правда, никаких данных о том, чтобы эти программы были как-то всерьёз просчитаны по эффективности, но это был бы уже высший пилотаж, на который никто не рассчитывает. Достаточно того, что принимаемые меры выглядят не только не мертворождёнными, но и потенциально эффективными.

Однако следующим шагом на пути стал подписанный Путиным закон (точнее, как водится, изменения к имеющемуся законодательству), отменяющих для «несырьевых неэнергетических» экспортеров репатриацию валютной выручки. И вот это говорит о том, что намерения власти добиться, чтобы экспорт продукции посложнее сырья и бензина рос, не просто серьёзны, а прямо даже принципиальны.

Ведь что такое «репатриация выручки»? Это обязанность экспортера вырученную от продаж валюту ввезти в страну и частично здесь продать, обеспечивая некоторый демпфер падения курса рубля. Реальная цель такого порядка не столько в снабжении ЦБ деньгами для валютных интервенций, сколько жёсткое препятствие для вывоза капитала. Он, естественно, из России вывозился, вывозится и будет вывозиться – схем для этого предостаточно. Но вот так напрямую: продал что-то за рубеж и там денежку и оставил – это до сих пор было невозможно.

Фактически стимулом для инвесторов в несырьевой экспорт становится разрешение выводить капитал из страны. Решение, мягко говоря, сильно спорное. Инвесторов, впрочем, оно привлечет со страшной силой: кому ж не хочется покупать дворцы и яхты, не прячась от финмониторинга. ЦБ по этому поводу, насколько мы знаем, в совершенном ауте, но спорить с президентом, понятно, не осмелится.

Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».

"