Posted 26 июня 2020,, 13:31

Published 26 июня 2020,, 13:31

Modified 15 сентября 2022,, 21:28

Updated 15 сентября 2022,, 21:28

Вячеслав Плахотнюк, адвокат: «Деньги есть? Богатые – держитесь!»

26 июня 2020, 13:31
Мнение по поводу изменений в НДФЛ.

Сначала разговор шёл о том, что НДФЛ могут повысить до 15 процентов, начиная с годового дохода свыше 2 или 3 миллионов рублей. Это вызвало удивление в обществе, поскольку такой доход, раскинутый, например на семью из пяти человек: мама, папа, двое детей, престарелая бабушка плюс ипотека не выглядит «богатством». В конечном счёте Президент объявил о пятимиллионном «барьере» и теперь его решение будет оформлено поправками в Налоговый кодекс, которые начнут действовать с 2021 года. И это первая новость для «богатых».

Смысл состоит в перераспределении средств от одних граждан – другим и в финансировании дополнительных социальных расходов государства. Как сообщается, идею поддерживают все фракции Государственной Думы, она близка сердцу большинства населения России. Незначительное, даже в 2 % повышение, позволит собрать в целом по стране миллиарды рублей. Вопрос в том, что любое действие должно иметь политическое и социальное обоснование: 1) избирателям из так называемого «среднего класса» это не понравится – никто не любит, кода делят его деньги; 2) доход нужно бы считать не от «абсолютной» цифры, а на количество членов семьи, содержание которых этот доход обеспечивает. В качестве морального обоснования предлагаемой меры Президент назвал целевую помощь больным детям.

Денег мало, а держаться надо. Государству пришлось потратить много средств и на борьбу с вирусом, и на смягчение потерь экономического кризиса, и на решение электоральных вопросов. При этом, власть одинаково хорошей и щедрой для всех быть не может. Очевидно, что за этими деньгами придётся постучаться в карманы тех граждан, у которых они, в принципе есть, тем более что они представляют собой ничтожное количество избирателей.

Давно идут дебаты и введении прогрессивной шкалы налогообложения со ставками 25, 30, 40 или даже 60 и 90 процентов на «сверхдоходы». В своё время и Дмитрий Мишустин и Антон Силуанов высказывались против «прогрессивки»: проблема была кажется в том, что такой налог в российских реалиях трудно собирать и он не стимулирует экономическую активность. Кроме того, требования перераспределение богатства – «взять всё, да и поделить» - имеют именно в в русской литературе плохую репутацию: это нужно учитывать, но другого способа покрыть выпадающие с вирусом и кризисом доходы и растущие расходы не существует.

Дискуссии о справедливости и экономической обоснованности налоговой системы идут по всему миру и особенно обостряются перед выборами. Очень много денег у одних и очень мало денег у других порождает напряжение и раздражение. На Западе есть группы миллиардеров, совсем не возражающих против повышения налогов. Считается, что спокойствие лучше купить - платить больше налогов, чем сидеть на «пороховой бочке» социальных протестов с их погромами и революциями.

В России таких голосов не слышно. Пока российское Правительство делает ставку не на увеличение налогов, а на их тотальную собираемость: под контроль могут быть поставлены все расходы граждан, произведённые с помощью банковских карт, с использованием электронных кошельков и иными способами, допускающими персонализацию транзакции. Любые траты могут быть сопоставлены с официальными доходами и вообще поступлениями на банковские карты и счета, а разница «предъявлена» к налогообложению. Именно для этого все электронные базы сейчас сводят воедино.

Второй неприятной новостью «для богатых» является то, что «острова свободы» для российских налогоплательщиков могут быть закрыты. Это Мальта, Кипр, Люксембург. Обе новости нужно рассматривать в совокупности: налоги повышаются одновременно с «перекрытием» лазеек. Россию не устраивает, что российские же граждане выступают в России качестве иностранных инвесторов, получая за границей доход из России в форме дивидендов с уплатой в итоге налога по более низким ставкам, чем остальные россияне.

Разговоры о более справедливом распределении доходов от обложения дивидендов идут давно. Ещё в 2013 году Дмитрий Медведев упомянул Кипр и даже сделал соответствующее заявление, но «в работу» оно не пошло.

Сейчас предложено, либо перезаключить соглашения с «островами» об избежании двойного налогообложения на более выгодных для российского бюджета условиях, либо расторгнуть их вовсе. Все должны платить в России одинаковые 15 процентов. Таким образом будет ликвидирован один из стимулов владеть российскими предприятиями из-за границы. Вторым стимулом является суждение о том, что безопаснее хранить деньги вне российской юрисдикции. Для этого требуется политическая, налоговая и, в целом правовая стабильность, которую все ждут. Со вторым стимулом связана также привлекательность Кипра и Мальты в качестве «второй родины» для российских граждан. Паспорт Мальты например, даёт право безвизового въезда в 160 стран мира, в том числе в США, а также возможность свободного перемещения капитала внутри ЕС.

Государство намерено изъять эту выгоду, ранее ускользавшую из-за оптимизационных схем, поскольку новые социальные обязательства и выплаты в условиях кризиса и после кризиса требуют в моменте больших расходов, и эти расходы пока не могут быть покрыты за счёт экономического роста. Меры по ограничению возможности для граждан России обладать вторым гражданством тоже уже принимаются.

"