Posted 21 мая 2013,, 19:40

Published 21 мая 2013,, 19:40

Modified 18 августа 2022,, 19:59

Updated 18 августа 2022,, 19:59

Встряхивая испорченный градусник

21 мая 2013, 19:40
Встряхивая испорченный градусник

В первой половине мая межпартийное противостояние в США вылилось в скандалы, которые пресса назвала Обамагейтом. Федрезерв объявил о временной приостановке выпуска казначейских обязательств – 19 мая американский госдолг достиг очередного «потолка» на уровне $16,7трлн. По итогам заседания FOMC вынесено промежуточное решение об увеличении или уменьшении выкупа активов. В то же время ЕЦБ и ЦБ Австралии понизили базовые ставки. Еврокомиссия поддержала «большую пятерку» в деле распространения стандартом FATCA и попыталась возглавить процесс. Дэвид Кэмерон обнародовал законопроект о референдуме по выходу из ЕС. Люксембург и Австрия заблокировали европейскую директиву по налогам.

Грозовая туча над Белым домом. Пока Конгресс США пребывал на недельных каникулах, Национальная стрелковая ассоциация США (NRA) собралась на конгресс в Техасе, чтобы отпраздновать очередной провал межпартийного консенсуса по законопроекту об ограничении торговли оружием, то есть поражение Обамы. Некоторые наблюдатели, действительно, приписывают «могущественной» NRA ведущую роль в блокировке практически полностью согласованного демократами и республиканцами законопроекта.

После того, как 4 мая NRA и Белый дом торжественно пообещали друг другу продолжить борьбу за и против ограничения торговли оружием в Штатах, глава сенатского комитета по иностранным делам, Роберт Менендес ловко перенаправил оружейную тему в принципиально иное, «примиряющее» русло. Обвинив президента США в забвении обещаний применить силу, когда режим Башара Асада «перейдет за «красную черту»», демократ внес на рассмотрение вернувшегося с каникул Конгресса законопроект, санкционирующий поставки оружия для сирийской оппозиции.

Но, как выяснилось чуть позже, злоключения президента лишь начались с «оружейного» противостояния. К середине следующей недели Белый дом захлестнули новые обвинения в нарушении неприкосновенных свобод и «основ демократии», которые скоропалительно начали сравнивать с Уотергейтским скандалом, приведшем, как известно, к отставке президента Никсона.

В пятницу, 10 мая американские СМИ сообщили о готовящемся к публикации докладе генерального ревизора Налогового управления (IRS) по фактам необоснованного затягивания решения вопросов об освобождения от налогов около 300 неправительственных организаций. В докладе отмечалось, что в «черные списки» налоговиков попадали организации, в названиях которых фигурировали слова «Чайная партия», «патриот», «9-12» (в том числе движение «9-12», созданное после падения башен-близнецов, в противовес демократическому движению «»), движения произраильской ориентации, выступавшие против «арабской весны», такие как Z-Street, и другие консервативные, либертарианские и близкие к Республиканской партии общественно-политические организации. Утверждалось, что в период с 2009 года из 300 «пострадавших» НКО получили освобождение от налогов с задержкой 125 организаций, еще 25 отчаялись и отозвали заявки, остальные все еще ждут вердикта IRS. Подтверждены данные по нарушениям в Цинциннати (штат Огайо), Эль-Монте и Лагуна-Нигель (Калифорния) и Вашингтоне. Согласно некоторым СМИ, «прессованию» со стороны налогового ведомства подвергались отдельные лица, в том числе представители бизнеса, выступавшие с критикой наращивания госдолга.

На следующий день Барак Обама, несмотря на то, что доклад еще не был опубликован, устроил публичный разнос ведомству. «Я не потерплю такого поведения ни в одном ведомстве, но особенно в IRS, учитывая, какую власть оно имеет и какое влияние оказывает на жизнь каждого из нас», - заявил он. После этого Лoис Лернер, глава подразделения по взаимодействию с освобожденными от налогов организациями признала, что действия IRS были неправильными, бестактными и неуместными. Наконец, после того как Генпрокуратура заявила, что проведет собственное расследование деятельности налоговиков, 15 мая министр финансов Джек Лью отправил в отставку директора IRS Стива Миллера. На следующий день президент своим указом назначил исполняющим обязанности главы IRS 42-летнего магистра государственной политики Дэниела Верфела, с 2009 года работавшего инспектором Службы управления и бюджета при Белом доме. Верфел работал и с демократами, и с республиканцами одинаково профессионально, подчеркнул Обама. Ожидается, что он приступит к работе 22 мая.

Пока раскручивался скандал с IRS и эксперты объясняли публике, что налоговики не могли отсекать конкурентов Обамы без указаний из Белого дома, 14 мая Associated Press обвинило Минюст в организации «прослушки» журналистов агентства на протяжении в мае-июне прошлого года. Минюст попытался оправдать свои действия делами государственной безопасности – мол, чиновники вынуждены были отслеживать источник утечки информации, опубликованной агентством в статье об операции ЦРУ в Йемене. Но руководители 52 СМИ, включая Atlantic Media, CNN, Fox Media, Forbes, Gannett, McClatchy, The New York Times, Politico, NPR, подписались под жалобой руководства агентства, направленной в Генпрокуратуру. Впрочем, на сей раз оправдываться пришлось и главе Генпрокуратуры Эрику Холдеру, поскольку Минюст находится в его подчинении.

Тянитолкай QE. Протокол по итогам двухдневного заседания Комитета по открытому рынку ФРС США (FOMC) должен был разочаровать поверивших в грядущие перемены в сфере монетарной политики. Вечером 1 мая ФРС сообщил о продолжении выкупа активов на $85млрд ежемесячно, с уточнением, что программа может быть увеличена или сокращена в случае необходимости и в зависимости от состояния экономики. Увеличена – поскольку секвестр бюджета, стартовавший 1 марта, «сдерживает экономический рост» и 11,7млн американцев остаются без работы. Сокращена – поскольку комитет отметил умеренное восстановление экономики, а уровень инфляции опустился ниже долгосрочного прогноза регулятора.

Сохранился и разброс мнений, обозначившийся в ходе апрельских дебатов членов FOMC. Единственной из 12 членов комитета, высказавшейся против продолжения QE3, осталась по-прежнему глава Федерального резервного банка (ФРБ) Канзас-Сити Эстер Джордж. А заместитель ФРС Джанет Йеллен вместе с руководителями ФРБ Нью-Йорка и Сент-Луиса Уильямом Дадли и Джеймсом Буллардом поддержали возможное изменение объемов программы в случае изменения ситуации в американской экономике.

Всадник без головы. Ситуация с балансом мнений внутри и вокруг Федрезерва начала стремительно меняться неделю спустя. В понедельник, 6 мая, глава фонда Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт неожиданно пожалел покупателей трежерис. «Мне жаль людей, которые инвестировали в инструменты с фиксированной доходностью», - сказал он.

Главный спонсор Обамы на последних президентских выборах Баффет вовсе не переметнулся в стан критиков властей, но речь его звучала, скорее, как «последнее напутствие» главе ФРС Бену Бернанке, уходящему в отставку в начале будущего года. «Бернанке сделал трудный выбор, решив нажать на педаль газа, говоря о монетарной политике, тем самым сбив уровни доходностей облигаций. И он все еще держит ногу на этой педали, что серьезно осложняет ситуацию», - подчеркнул он. По словам бизнесмена, за возможность спасение экономики заплатили высокую цену люди пенсионного возраста, поскольку именно пенсионные фонды серьезнее всего пострадали из-за действий регуляторов.

Вслед за тем, 10 мая глава ФРБ Чикаго Чарльз Эванс заявил, что ФРС может резко свернуть программу выкупа активов, а не лимитировать ее объемы с начала следующего года – поскольку ситуация на рынке труда значительно улучшилась, благодаря эффективной монетарной политике. В качестве оппонента Эванса выступил спустя пару дней бывший глава ФРС Пол Волкер. Он напомнил, что в последний раз уровень безработицы в 6% (что соответствует целевому уровню в рамках QE3) фиксировался в июне 2008 года. Год назад она составляла 8,1% и за это время опустилась лишь на 0,5%, поскольку, несмотря на создание новых рабочих мест, объемы рабочей силы не растут. По его мнению, уровень безработицы может оставаться выше 6% еще в течение двух лет.

Одновременно глава ФРБ Филадельфии Чарльз Плоссер, согласившись с доводами Эванса о снижении уровня безработицы, попытался оспорить его доводы о необходимости резкого сворачивания QE3 в будущем году. На его взгляд, этот процесс должен начаться немедленно с постепенного снижения объемов покупки активов, и при этом необязательно сопровождаться повышением ставки.

Наконец, президент ФРБ Ричмонда Джеффри Лакер в очередной раз выступил в пользу безотлагательного завершения покупок ипотечных облигаций. Но на это выступление спустя пару часов Министерство торговли страны отреагировало сообщением о том, что объем ввода жилья на первичном рынке рухнул в апреле на рекордные 16,5%.

Свою лепту в поддержание дискуссии внесла также 12 мая Wall Street Journal, опубликовав статью о том, что Бернанке готовит постепенный выход из стимулирующих программ. К следующим выходным расстарался Bloomberg. Агентство опубликовало данные опроса инвесторов, согласно которому 34% опрошенных ожидают, что Барак Обама выберет Йеллен в качестве главы ФРС, 27% ожидают, что Бернанке останется на своем посту и лишь 17% назвали других кандидатов. Но при этом только 26% респондентов сочли Йеллен лучшей кандидатурой на смену Бернанке, 11% высказались за бывшего министра финансов США Тимоти Гайтнера, 7% опрошенных отметили главу Банка Израиля Стэнли Фишера, а 31% заявили, что не могут определиться с наиболее перспективным кандидатом.

Очевидно, что результаты опроса Bloomberg должны разочаровать Белый дом. В апреле аналогичный опрос International Strategy & Investment Group показал, что 65% респондентов из числа инвесторов считает, что Йеллен, скорее всего, будет выдвинута на пост главы ФРС. Как сообщалось ранее, в марте Бен Бернанке впервые заявил о том, что не собирается оставаться на посту главы ФРС по окончанию срока своих полномочий после разговора с президентом. Агентство также сообщило, что Бернанке, возможно, изменил свое решение.

Разреженный воздух урегулированости. С другой стороны, публикация опроса и лестные отзывы в адрес действующего главы ФРС могли быть связаны с расследованием, которое Федрезерв пообещал провести в отношении Bloomberg. Накануне Goldman Sachs, JP Morgan и ряд других банков обвинили агентство в шпионаже – то есть в получении инсайда посредством подключения журналистов агентства к аккаунтам банкиров через терминалы. Эти терминалы само же агентство Bloomberg и распространяло среди банкиров как удобное устройство для систематизации и анализа биржевых данных. По мнению «пострадавших», журналисты агентства на протяжении многих лет имели ключи, с помощью которых могли подключаться к системе и отслеживать активность клиентов.

Кроме того, история с Bloomberg, Associated Press и «оппозиционных» НКО невольно напоминает о том, как власти добились лояльности со стороны «большой тройки» рейтинговых агентств после технического в августе 2011 года. Насущная потребность в благонадежности ведущих СМИ в период после 19 мая, по достижению очередного потолка госдолга, - весьма актуальный вопрос. Федеральное казначейство предупредило о временной приостановке выпуска трежерис за два дня до этого момента. Судя по атакам, которым подвергся в последние дни Белый дом, видно, что его противники хорошо подготовились, и надо полагать, что Белый дом также подготовился, как минимум, держать оборону. Технический дефолт США августа 2011 года сказался миллиардными потерями на экономике. О том, что позапрошлогодний урок выучен, свидетельствует игнорирование темы потолка госдолга в СМИ, как и заранее обеспеченное молчание ведущих рейтинговых агентств.

Полная управленческая урегулированность чувствовалась в последние дни не только в политике. На рынках, где она воцарилась давно, в первой половине мая разворачивался ее феерический, помпезный апофеоз. В преддверии вынужденной остановки печатного станка ФРС американские фондовые индексы девять сессий подряд били рекорды.

После символической коррекции 13-18 апреля (наступившей в результате отскока от дна цен на золото) к 19 мая S&P вырос с 1,541 до 1,667; Nasdaq – c 3,166 до 3,498; Dow – с 14,537 до 15,354. И немудрено: в то же самое время цены на желтый металл закончили восстановительный рост в конце апреля на уровне $ 1475 за тройскую унцию и с 8 по 18 мая спустились к уровню 11 апреля, до $1354 (см. предыдущий обзор). В понедельник, 13 мая, на известной своими махинациями знаменитой нью-йоркской бирже Comex совокупный объем коротких позиций дошел до 13,9 млн унций (434.375 т). В то же самое время Американский монетный двор был вынужден приостановить продажи некоторых монет из-за резкого роста спроса. Наценки на покупки физического золота в Шанхае составляли $13 по сравнению с лондонским фиксингом, в Гонконге – $4, в Стамбуле – $6, в Дубае - $9, в Индии - $8.

Дрогнувшие нервы Драги. Как и ожидалось, при том, что ФРС США сохранил базовую процентную ставку на текущем уровне в 0,25%, ЕЦБ, заседавший 2 мая, понизил ее с 0,75% до 0,5%. Ставка по кредитам также снижена с 1,5% до 1%. Ставка по депозитам сохранена на нулевом уровне. Программы по предоставлению ликвидности (недельные кредиты МRO и трехмесячные LTRO) продлены в неограниченном объеме до середины 2014 года. Это событие сказалось на евро недельной просадкой в период с 1 по 7 мая с 1,369 доллара за евро до 1,3075.

В понедельник, 6 мая в Сент-Луисском университете в Риме Драги была присвоена почетная степень в области политических наук. Выступая в университете, глава ЕЦБ подчеркнул, что страны еврозоны, которые аккумулировали высокие уровни государственного долга, не должны отказываться от поставленных целей в рамках политики бюджетной экономии. Фактически он еще раз (после снижения ставки ЕЦБ) подтвердил приверженность прогерманской позиции, вопреки широко развернувшейся кампании по ее дискредитации. Как отмечалось в предыдущем обзоре, кампания приобрела особый накал сразу после вашингтонского саммита МВФ и Всемирного банка в середине апреля, когда американский институт PERI «разоблачил» доклад американских же экономистов Кеннета Рогоффа и Кармена Рейнхарта, в котором устанавливается связь между дефицитом бюджета, уровнем госдолга и темпами роста ВВП. Как раз после саммита МВФ и ВБ Драги впервые намекнул на возможность понижения ставки.

Однако, покинув Сент-Луисский университет, он сделал еще одно заявление, намекнув на возможность дальнейших шагов по смягчению монетарной политики ЕЦБ. «Мы продолжим анализировать все данные по состоянию экономики еврозоны в ближайшие недели и, если это будет необходимо, вновь будем готовы к активным действиям. Монетарная политика ЕЦБ будет продолжать обеспечивать поддержку экономике региона», - пообещал Драги. На этом фоне после небольшого отскока, к 10 мая евро опустился еще ниже – до уровня в $1,3005. В течение следующей недели евро продолжил снижение по отношению к доллару и 17 мая достиг уровня в $1,2817.

Отметим, что ставка ЕЦБ в последний раз менялась в июле прошлого года. Тогда курс евро/доллар опустился до уровня в 1,220 – 1,230. И, надо полагать, что к этим «низинам» (ниже было только в 2005-м и ранее 2003 года) евро вернется в случае нового снижения ставки. Ближайшее заседание ЕЦБ, то есть самое ранее, когда этого можно ожидать, состоится 6 июня.

Кто маневреннее? Всякий раз, когда речь заходит о принятии новых мер монетарного смягчения, говорится, что у регулятора остается еще возможность для маневров. Наверное, стоит также напомнить, что решения по увеличению денежной массы обосновываются правилом Тэйлора. В 1993 году стэндфордский профессор Джон Тэйлор вывел уравнение, устанавливающее зависимость между процентной ставкой (ставкой федеральных фондов), ВВП и инфляцией (текущих и желаемых). С тех пор формула получила различные трактовки и высчитывается с учетом дополнительных исходных данных. Так, например, Федрезерв США использует формулу, рекомендуемую ФРБ Сан-Франциско, согласно которой данные по ВВП считаются неполными без учета превышения нормального уровня безработицы.

Для еврозоны вопрос безработицы также не является праздным. Однако использование правила Тэйлора для еврозоны в целом – крайне проблематично. По подсчетам Дмитрия Шагардина из «КИТ-Финанс», к примеру, согласно этому правилу, процентная ставка ЕЦБ для Германии должна составлять 6%, для Франции она должна опуститься на нулевой уровень, а для Испании - стать глубоко отрицательной.

На отрицательную ставку не решился пока даже ЦБ Японии, получивший в мае «индульгенцию» на девальвацию иены. В последний раз этот регулятор снизил ставку до 0-0,1% в декабре 2008 года.

Впрочем, если верить расчетам Goldman Sachs, согласно которым снижение ставки на 1% эквивалентно «количественному смягчению» приблизительно на $1трлн, то реальная ставка того же ФРС США сейчас должна быть ниже нуля примерно на 2,5%. То есть правило Тейлора работает и ниже нуля. Однако признать данный факт ни один ЦБ пока еще не решился, следуя писаным и неписаным правилам рынка.

Германия – против. У ЕЦБ еще есть пространство для маневра, считает член правления регулятора Ив Мерш (Люксембург). Однако у главы германского ЦБ Йенса Вайдманна другое мнение. Он представил Конституционному суду своей страны 29-страничный доклад о необходимости сворачивания европейского аналога QE. В докладе утверждается, что программа прямых денежных операций (OMT) может «поставить под угрозу независимость центрального банка», что она способствует демотивации стран еврозоны к проведению реформ, и что ее, возможно, будет трудно остановить. Ожидается, что суд примет решение в июне. И легко представить себе: если Германия откажется спонсировать ОМТ, то вряд ли на это решаться прочие страны еврозоны.

Программа ОМТ, запущенная в разгар греческого кризиса в сентябре прошлого года, как известно, позволила сбить рост доходностей, в том числе по испанским и итальянским гособлигациям, за счет увеличения активов центробанков стран периферии. Кроме того, в арсенале средств монетарного смягчения, использованных ЕЦБ – программы рефинансирования банковского сектора LTRO1 и LTRO2, общим объемом на €1трлн. Последние кредиты в рамках трехлетнего LTRO должны быть погашены в будущем году. К настоящему времени банки вернули около €277млрд (27%). Но, по мнению критиков этой программы, погашение трехлетних LTRO ведется главным образом за счет трехмесячных кредитов LTRO и, понизив ставку на эти кредиты, ЕЦБ, по сути, смягчил условия реструктуризации ранее выданных кредитов. И на этом фоне вряд ли стоит ожидать запуска LTRO3.

Понятно, что ситуация в банковском секторе – особенно в свете прецедента с кипрскими вкладчиками и планами Еврокомиссии узаконить такой способ санации – выглядит не лучшим образом. По итогам двух последних кварталов эксперты отмечают спад объемов кредитования, несмотря на снижение банковских требований к заемщикам, в силу сокращения спроса. На фоне роста безработицы уровень просроченной задолженности по кредитам превысил 5%. Обсуждается возможность передачи полномочий по санации и реорганизации проблемных банков Еврокомиссии или фонду ESM.

В то же время по итогам майского заседания ЕЦБ было принято решение начать переговоры с финансовыми властями стран еврозоны о возможности расширения объема кредитования под залог облигаций ABS, основанных на выплатах по кредитам. Собственно, прием в качестве залогов ABS был увеличен еще в 2008 году более чем вдвое и в настоящее время его ежегодный объем составляет около €500млрд (примерно четверть от всех залогов на балансе ЕЦБ). По некоторым данным, большая часть этих бумаг представлена облигациями, созданными на основе ипотечных кредитов Ирландии, Греции, Испании и других периферийных стран еврозоны, то есть аналога MBS, на выкуп которых ФРС США ежемесячно тратит по $40млрд.

Уже 12 мая министр финансов Германии Вольфганг Шойбле выступил против этого предложения. На встрече с однопартийцами он заявил, что, такие действия регулятора похожи на скрытое финансирование банков проблемных государств, что запрещено уставом ЕЦБ. Впрочем, ЕЦБ может делегировать полномочия по кредитованию под залог ABS, например, Европейскому инвестиционному банку (EIB).

Следует также отметить, что разница между программами американского Федрезерва и ЕЦБ состоит в том, что первый выкупает активы, а второй лишь берет их в залог. При этом заемщики обязаны не только выкупить их впоследствии, но также компенсировать потери в случае, если цена залога упадет. Поэтому среди прочего обсуждается возможность превращения залогов в постоянные активы ЕЦБ.

Равнение на 0,25%. Еще один маневр теоретически может быть предпринят в части введения отрицательной ставки по депозитам. Считается, что при отрицательной ставке держатели вкладов будут вынуждены либо платить за хранение своих средств, либо инвестировать в национальную экономику. И Драги в беседе с журналистами 6 мая не исключил такой возможности. Позднее представитель ЕЦБ Эркки Лииканен пояснил телеканалу CNBC, что вопрос об отрицательных ставках по депозитам в ЕЦБ обсуждается давно, и никакой конкретики по этому поводу на последнем заседании не звучало, но регулятор «технически готов» к такому решению.

Пока ни один из ведущих ЦБ не решился на отрицательные ставки по депозитам, хотя этот вопрос затрагивался на уровне словесных интервенций руководством центробанков Японии и Великобритании. С июля прошлого года отрицательные ставки по депозитам ввела Дания, благодаря чему ей удавалось до последнего времени удерживать колебания установленного курса кроны по отношению к евро в пределах 2,2%. Ставку кредитования ЦБ Дании держал на уровне 0,3%. Но после того, как ЕЦБ понизил базовую процентную ставку до 0,5%, достижения монетарной политики Дании оказались под угрозой. В результате ЦБ Дании принял решение также понизить ставку до 0,2%. Обсуждалось и более радикальное решение – понизить ставку до 0,15%, то есть до уровня ставки соседней Норвегии. Но пример Норвегии не выглядит воодушевляющим, так как именно в эти дни фискальные власти страны решились на спасительные меры по сдуванию «пузыря», созревшего на рынке недвижимости из-за рекордно низкой ставки.

На «американском» уровне в 0,25% держит ставку кредитования Швейцария, отгоняющая спекулянтов от переоцененного франка. И не исключено, что в конце концов единственным возможным маневром для ЕЦБ останется снижение ставки до тех же 0,25%. По крайне мере, такое действие регулятор может предпринять в рамках хваленой центробанковской независимости, не обращаясь за санкциями и помощью к фискальным властям разрозненной из-за противоречивой экономической ситуации еврозоны.

Пока же ставка ЕЦБ сравнялась со ставкой ЦБ Великобритании. Банк Англии заседал 9 мая, то есть неделю спустя после заседания ЕЦБ, и оставил без изменения ставку и программу выкупа активов (Funding for Lending). В результате фунт стерлингов по отношению к доллару поднялся до $1.5570 (чуть ниже недавнего трехмесячного максимума – $1.5605). По отношению к евро с 1 по 18 мая курс фунта стерлингов находился в коридоре от 1.1837 до 1.1846. Резкий скачок пары фунт/евро с 1.1731 до 1.1855 произошел 27 апреля, когда возросли ожидания изменения ставки ЕЦБ. Следующее заседание Банка Англии состоится 6 июня, как и следующее заседание ЕЦБ. Однако ожидания шагов дальнейшего монетарного смягчения связывают с Марком Карни, который возглавит британский ЦБ в июле, а первое заседание проведет лишь в августе.

Ультиматум на выходе. Во вторник, 14 мая, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон представил законопроект о проведении в 2017 году референдума о выходе из ЕС. Как сообщалось ранее, вопрос о членстве в Евросоюзе породил раскол в правящей партии консерваторов. Формулировка Кэмерона о том, что референдум состоится, если в 2017 году он по-прежнему будет премьером, свидетельствует больше о слабости его позиций, в том числе внутри собственной партии, чем о решимости во внешнеполитической сфере. Как пишет Financial Times, количество евроскептиков среди консерваторов растет, в их ряды, к примеру, влились министр обороны Филипп Хаммонд и министр образования Майкл Гоув. Против выхода из ЕС, как отмечалось ранее, выступает влиятельное шотландское бизнес-лобби в Консервативной партии (см. обзор «Невозможное возможно»).

В тот же день, когда законопроект был представлен британскому парламенту, с предупреждением в адрес Кэмерона выступил Барак Обама. Фактически он дал понять, что США рассматривают Великобританию как собственный европейский плацдарм. И дальнейшее отношение к лондонским политикам зависит от лояльности, исполнительности и благонадежности Великобритании, от ее действий в Европе. Призвав Лондон не противодействовать Брюсселю, он подчеркнул, что США ценят Великобританию, которая «активна, надежна, ориентирована на внешний мир».

За время пребывания Дэвида Кэмерона на посту премьера с мая 2010 года во взаимоотношениях США и Великобритании накопилось много противоречий. Первым камнем преткновения стала авария с розливом нефти в Мексиканском заливе на платформе, принадлежавшей British Petroleum. Сейчас, когда решается вопрос о размере компенсационных выплат, ВР заявила о намерении обратиться к Кэмерону за помощью. Руководство компании надеется, что премьер может способствовать достижению компромисса с американской стороной на переговорах в ходе июньского саммита «большой восьмерке», который состоится в Лондоне. BP рассчитывает потратить на компенсационные выплаты около $7,8млрд. Но, судя по всему, совокупная сумма исков будет существенно больше.

Можно сказать, что ответным шагом Великобритании на американское давление по BP стали претензии к компании Google. На днях стало известно о том, что бывший менеджер Google Барни Джонс готов представить в Королевскую службу по налоговым и таможенным сборам более 100 тысяч электронных писем, которые подтверждают наличие организованной схемы ухода от обязательных выплат. По его данным, в период с 2002 по 2006 годы компания не доплатила британской казне около 7,3млн фунтов налогов. Дэвид Кэмерон согласился выслушать главу Google Эрика Шмидта по данному вопросу, назначив аудиенцию на 20 мая. Учитывая особый статус взаимоотношений между Google и Белым домом, не исключено, что в ходе этих переговоров может идти речь о более широком круге проблем. (О том, как Шмидт ездил с дипломатической миссией в Северную Корею – см. обзор «Куда деваться с «Титаника»»).

Брюссельский «ответ Чемберлену». Наиболее актуальным вопросом майской повестки дня в европейской политике США стал вопрос о продвижении Закона о налоговом соответствии иностранных счетов (FATCA). Собственно FATCA – это двусторонние договоры США с другими странами об обмене информации по счетам американских граждан и лиц, владеющих значительной собственностью в Америке. На днях такое соглашение было подписано с Испанией. Выдача Штатам такой информации о непослушных налогоплательщиках, разумеется, не способствует привлечению клиентов в «тихие гавани» Европы. Этот ущерб зачастую не компенсируется за счет аналогичной информации, предоставляемой США, поскольку европейские уклонисты предпочитают европейские же оффшоры. Но присоединение европейских стран к нормативам отчетности по американской модели, очевидно, рассматривается в Вашингтоне как стартовая позиция для ее продвижения в глобальном масштабе.

Напомним, что инспирированная США кампания по деоффшоризации в Европе, кульминацией которой стало обнародование списка бенефициаров Британских Виргинских островов, привела к декларации о создании внутриевропейского аналога FATCA, которую поддержали правительства Великобритании, Франции, Италии, Германии и Испании (см. обзор «Золотовалютная катапульта для доллара»). Объединение тут же окрестили «большой пятеркой» по аналогии с G7 и G20, и Дэвид Кэмерон, председательствующий в этом году в «большой семерке», волей-неволей входит в роль ответственного лица по борьбе с уклонением от налогов.

Если учесть, что около полусотни европейских оффшоров расположено в бывших британских колониях, понятно, насколько важно для Великобритании участие в формировании новых европейских правил фискальной политики. Поэтому в первые недели мая Кэмерон лично выступил в пользу увеличения объемов информации, подлежащих раскрытию зарубежным партнерам. А правительства целого ряда британских заморских территорий – Бермудских, Каймановых островов, Виргинских островов, Гибралтар, Мэн и Джерси согласились участвовать в созданной автоматической системе обмена информацией и предоставлять данные о зарегистрированных компаниях, но только властям «большой пятерки».

Однако сбыться лондонской мечте не удалось. Ее подкосили на взлете брюссельские чиновники, которые безуспешно, но и безропотно несли пальму первенства в этом тренде с 2008 года, аккуратно сверяя свои планы с Вашингтоном. Брюссельский «ответ Чемберлену» был озвучен 13 мая комиссаром Еврокомиссии по вопросам налогообложения Альгирдасом Шеметой. Он поприветствовал «большую пятерку», но заявил, что обмен информацией должен распространяться на все страны ЕС, а функция отслеживания счетов бенефициаров, инвестиционных, хеджевых и прочих фондов должна осуществляться централизованно еврочиновниками. Таким образом, Брюссель выразил свои претензии на руководство процессом и создание новых правил. По словам Шеметы, ЕК представит новое соглашение ЕС о сотрудничестве в налоговой сфере в течение нескольких месяцев. На следующий день после этого Дэвид Кэмерон исполнил свою давнюю угрозу и обнародовал в парламенте законопроект о судьбе членстве Великобритании в ЕС. При этом он нарвался не только на строгое предупреждение со стороны Вашингтона, но и на ставшие почти традиционными за время кризиса порицания со стороны Парижа.

Люксембург и Австрия на линии сопротивления. Далее – Берлин? Кэмероновский демарш в отношении ЕС в тот же день косвенным образом поддержали Австрия и Люксембург, неожиданно пошедшие на попятную в вопросе о раскрытии банковской тайны. Как сообщалось ранее, федеральный канцлер Австрии Вернер Файман обещал, что национальный закон о банковской тайне будет изменен в соответствии с последними веяниями не позже 22 мая. (см. предыдущий обзор). По итогам заседания Совета ЕС по экономике и финансам (Экофин) министры финансов этих стран Мария Фектер и Люк Фриден заявили, что готовы снять свои возражения по европейской директиве об обмене информацией о доходах европейских граждан от банковских вкладов – но не сейчас и на иных условиях. Таким образом, принятие европейской директивы, подписанной еще в 2008 году, в очередной раз провалилась.

У Австрии есть формальный повод для отсрочки: для присоединения к директиве необходимо вносить поправку в Конституцию. Но, как пояснил министр финансов Люксембурга Люк Фриден, ситуация в корне изменилась в ходе переговоров с США по FATCA и после того, как германский парламент заблокировал новое налоговое соглашение со Швейцарией. Собственно, Люксембург не устраивает новая модель налога на источник дохода. Кроме того, по словам Фридена, Люксембург выступает за то, чтобы все большие финансовые центры соблюдали одинаковые правила в целях создания однородной конкурентной среды. Он также отметил, что руководящую роль в этом процессе могла бы играть ОЭСР, в которой участвуют не только страны ЕС, но также США и Швейцария. А для предотвращения перемещения капитала, по его мнению, важно участие в обсуждении всех этих инициатив Сингапура и Гонконга.

Единственным решением, принятым Экофином, стало утверждение мандата Еврокомиссии на проведение переговоров об обмене банковской информацией с не входящими в ЕС Швейцарией, Андоррой, Монако, Сан-Марино и Лихтенштейном. Но уже сейчас можно констатировать, что следующая стадия кампании по изгнанию «жирных котов» из «тихих гаваней» не будет столь стремительной, как ее начало.

Вместе с вопросом о лимите внешних заимствований США на карту поставлен вопрос о монетарной политике Вашингтона. От размера заимствований на год зависит и половина объема закупок активов в виде «трежерис». Если лимит будет ограничен, ФРС вынужден будет сократить программу. Остальные участники монетарной гонки также будут вынуждены внести коррективы в свои программы и центробанковские ставки. На нынешнем противоречивом финансовом и политическом глобальном фоне даже незначительное сокращение QE3 может оказать большую поддержку доллару и сильно подорвать позиции евро и юаня и ускорить девальвацию иены.

Наталья Стандровская

"