Posted 8 октября 2020,, 14:19

Published 8 октября 2020,, 14:19

Modified 15 сентября 2022,, 21:33

Updated 15 сентября 2022,, 21:33

ОФЗ становятся оброком для госбанков

8 октября 2020, 14:19
Кажется, привлечение денег через продажу облигаций федерального займа в России работает не совсем так, как это планировалось.

Редакция Newia.ru публикует пост авторов телеграм-канала "Новый век", посвящённый гособлигациям и привлечению к их приобретению российских банков. Текст размещён без редактуры, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов "Нового века".

Минфин начал что-то подозревать по части возможности закрыть дефицит бюджета заимствованиями через гособлигации. И в отличие от обычных раскладов, не только подозревать, но и действовать. Доходность по ОФЗ с переменным купоном флоутера 29013 вздрючили хорошенькой премией – почти плюс 0,6%, и рынок выложил за эту серию невероятные 315 млрд.

Ситуация с привлечением денег с рынка действительно катастрофична для бюджета. Аккредитованное при ЦБ аналитическое агентство АКРА официально поставило под сомнение выполнение госплана по продаже ОФЗ. За 9 месяцев 2020 года через ОФЗ привлечено только 2,8 трлн. руб., т.е. чуть больше половины плана в 5,4 трлн. Это означает, что в среднем планы привлечения выполняются чуть менее, чем на 70%, а за оставшееся время нужно увеличить привлечение без малого вдвое – с плановых 450 до 867 млрд. в месяц.

В принципе, если каждую сессию привлекать по 300 млрд., то план можно даже выполнить. Однако энтузиазм рынка по поводу RUONIA +0,58 понятен не вполне. У облигаций с плавающим купоном процент привязан к средневзвешенной ставке кредитов овернайт RUONIA, которую отслеживает и рассчитывает ЦБ. Ставка эта колеблется на уровне ключевой ставки ЦБ или ниже. Последняя отмониторенная – 4,2. На выходе с премией – примерно 4,8. Это явно не те цифры, которые могут переломить неуклонно падающий интерес рынка к ОФЗ.

Злые языки поговаривают, что решение проблемы носит не регулировочный (а поменяем-ка мы ставку на привлекательную), а административный характер. Якобы госбанки попросту обязали выкупать все в тех объемах, в каких велено будет. Если фактически речь идет о финансировании дефицита госбюджета за счет наиболее жирных банковских котов, активнейшим образом разбазаривающих средства на непрофильные инвестиции, то дело, в общем почти хорошее. Совсем хорошим оно станет, если не возвращать им впоследствии эти деньги с процентами.

"