Posted 8 сентября 2021, 13:31
Published 8 сентября 2021, 13:31
Modified 16 сентября 2022, 20:56
Updated 16 сентября 2022, 20:56
Вроде бы после щедрого разрешения власти, хоть и с некоторыми оговорками, собирать в лесу валежник, над подобным остается только смеяться. Но освобождение сбора бутылок из-под налога имеет более глубокое значение, чем просто анекдот о неадекватности властителей, живущих в своём особом мире.
Конечно, новость о том, что отменён какой-то налог со сдачи бутылок – на совести юмористов. Такого налога никогда не было. Но есть и никуда не денется НДФЛ, налог на доходы физлиц. И ситуация с бутылками хорошо показывает, куда дело движется.
Идеология НДФЛ – обложить любой рубль, который попал в карман к гражданину. Она хорошо видна на недавней путинской реформе обложения НДФЛ банковских дивидендов. Сделана сквозная система, под которую подпадает даже жалкий кэшбэк по дебетовой карте. Конкретные тарифы сейчас не имеют значения, имеет значение включение гражданина в систему, при которой любые поступления ему денег прозрачны для государства.
И тут с бутылками интересно вот что. Из-под налогообложения выведены только они, а не сдача вторсырья в целом. Выведены под конкретный проект размещения аппаратов типа вендинговых, в основном – в крупных торговых сетях, куда можно будет класть бутылки, а взамен получать деньги или бонусные баллы на личную банковскую карточку или фирменную карту торговой сети.
Это шажок в направлении создания потока. Вторсырьё в целом теперь, когда мы безропотно легли под мировую «зелёную повестку», будет чрезвычайно актуально. Возникает целая индустрия переработки на сотни миллиардов с интересантами и бенифициарами федерального уровня.
Впереди незаметная особо глазу обывателя конкуренция за консолидацию и аккумулирование потоков вторсырья. И вендинговые аппараты для бутылок – движение по этому вектору.
Для Мишустина же важно, что возникает встречный денежный поток, и на этот поток нужно посадить налоговую службу. А для того, чтобы её туда посадить, для начала надо создать систему финансовой прозрачности.
Тарифицировать есть смысл позднее, когда поток сформируется и станет понятно, сколько курочка наклюёт там по зёрнышку. Государство у нас научилось уже клевать по копеечке на маркировке товаров, глубоко удовлетворено сложившимися результатами и намерено масштабировать практику всюду, где можно.
Напомним любопытное. В нерыночном СССР у бутылок не было цены – была залоговая стоимость. Государство понимало, что человек покупает молоко ли, водку ли, подсолнечное ли масло вроде как не ради тары. За тару он платит залог на случай если разобьёт, но, если тара в целости и пригодна для повторного использования, её не в виде благодеяния и способа как-то поддержать граждан, а просто обязаны принять обратно, с полным пониманием, что проблемы тары – проблемы производителя и продавца, а не покупателя.
13-процентным налогом советское государство облагало зарплаты, которые само же и платило, и это было смешно. Но распространить этот налог на оборот стеклянной тары даже самому большому жлобу-рационализатору в Госплане и в голову не пришло, поскольку это было бы даже не двойное, а тройное налогообложение.
В нынешнем государстве, сдавая вторсырье за какой-либо интерес, нужно понимать следующее. С одной стороны, сдавать его – дело благое и правильное: экологическая ответственность и так далее.
С другой, - каждый жалкий рублишко на этой теме увеличивает налогооблагаемую базу гражданина. И только от воли государства зависит, как именно эта база будет облагаться. Пока что государству нужна только наиболее полная информация о размере этой базы у каждого в кошельке.
Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».